Заплатить за музыку требуют от рестораторов студии звукозаписи и музыканты
Елена Виноградова
Ведомости
17.10.2003
С рестораторов требуют денег за музыку, которой они развлекают своих гостей. Причем не только авторы музыкальных произведений, но и общественные организации, представляющие интересы исполнителей и звукозаписывающих студий. Ассоциация рестораторов уже села со своими оппонентами за стол переговоров.
В нашей стране вознаграждение за использование фонограмм собирают Российское авторское общество (представляет интересы авторов) , Российская фонографическая ассоциация (РФА, интересы звукозаписывающих компаний) и Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) , членами которой являются около 1500 артистов-исполнителей. По данным РОУПИ, в небольших странах Европы за публичное исполнение фонограмм в ресторанах, магазинах, на дискотеках и т. д. только для артистов-исполнителей собирается от 3 млн до 10 млн евро, а в Германии - около 15 млн евро в год. Москва представляет обширное поле деятельности для музыкантов - в столице, по данным РОУПИ, около 6500 заведений общественного питания.
Около 10 ресторанных компаний, среди которых лидеры рынка - "Макдоналдс" и "Ростик Групп", платят за использования фонограмм авторам произведений, рассказал "Ведомостям" сотрудник Российского авторского общества (РАО). Теперь же, как стало известно "Ведомостям", недавно РФА и РОУПИ направили в крупнейшие московские рестораны письма с требованием перечислять вознаграждение еще и производителям фонограмм и исполнителям. Получение таких писем подтвердили в юридическом отделе "Ростик Групп" и еще в двух компаниях общепита, попросив не упоминать их название в печати.
Гендиректор РОУПИ Виктор Осипов пояснил "Ведомостям", что статья 39 российского закона "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает выплату правообладателям (артистам-исполнителям и производителям фонограмм) вознаграждения за публичное исполнение их фонограмм. Причем в этих случаях должно оплачиваться даже использование записей классической и народной музыки, авторские права на которую не охраняются. Музыканты и рекорд-компании, по данным РОУПИ, имеют право на вознаграждение в течение 50 лет после выпуска фонограммы.
По информации "Ведомостей", РФА и РОУПИ предлагали ресторанам выплачивать ежемесячно 1500 руб. , если число посадочных мест не превышает 30, 2000 руб. при числе мест до 45. В случае если в ресторане число посадочных мест более 45, владельцам предлагалось доплачивать 500 руб. за каждые 15 дополнительных мест.
Осипов рассказывает, что рестораторы обратились за помощью в Федерацию рестораторов и отельеров, с которой теперь РФА и РОУПИ и ведут переговоры. Пока стороны договорились только о том, что до конца ноября РФА и РОУПИ не будут предпринимать никаких действий в отношении ресторанов. Переговоры должны возобновиться на следующей неделе.
"Полагаю, что принципиально против того, что за использования фонограмм нужно платить, рестораторы не возражают, обсуждаются условия и размер выплат", - утверждает Осипов.
Максим Привезенцев, исполнительный директор Федерации рестораторов и отельеров, сообщил "Ведомостям", что организация будет настаивать на кардинальном изменении ставок. "Нас устроит, если плата будет годовой, в размере, например, $1 с ресторана", - утверждает он.
Привезенцев рассказывает, что к рассмотрению требований федерация привлекла юридическую компанию "Городисский и партнеры" и в случае, если плата будет оставаться высокой, готова к противостоянию, в том числе в суде.
Представители крупных ресторанных компаний вчера говорили о том, что если будет доказана законность требований РФА и РОУПИ, то они будут платить за музыку. Татьяна Стайдл, начальник юридического отдела "Ростик Групп", полагает, что дело решится миром.
Однако мелкие игроки ресторанного рынка в недоумении. "Зачем нам еще раз платить за легально приобретенный диск с народной музыкой, автор которой не известен? " - удивлялся менеджер ресторана украинской кухни.
РЕСТОРАТОРЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ: Защита прав рестораторов на музыку будет одним из первых проектов создающейся сейчас Федерации рестораторов и отельеров. Ее президентом стал владелец ресторана "Ностальжи" Игорь Бухаров. Исполнительным директором - руководитель ресторанного бюро Maxpro Максим Привезенцев. Привезенцев утверждает, что интерес к участию в федерации проявили крупнейшие игроки ресторанного рынка России, однако отказывается называть их до 3 ноября, когда состоится учредительный съезд федерации.
|