Интервью: Лолита Данилина, председатель совета директоров ОАО "Трехгорная мануфактура"
Андрей Мусатов
Ведомости
28.10.2003
Лолита Данилина: "Трехгорка", конечно, переедет"
Когда в апреле 2002 г. "Базовый элемент" стал владельцем контрольного пакета "Трехгорной мануфактуры", на рынке заговорили о том, что холдингу нужны лишь 12 га в центре Москвы, а занимающее эту землю производство будет закрыто. Лолита Данилина, председатель совета директоров ОАО "Трехгорная мануфактура", говорит, что новых акционеров интересовала не только земля, но и перспективное производство. По ее словам, после того как производство "Трехгорки" будет выведено из центра, его рентабельность может повыситься в несколько раз. Однако магазин "Трехгорки" и популярные московские рестораны, арендующие у нее помещения, в историческом здании на Красной Пресне останутся. "Трехгорка" же, чтобы укрепить свой брэнд, пойдет в розничную сеть.
- В чем состоит инвестиционная привлекательность текстильной отрасли? И зачем "Базовый элемент" приобрел контрольный пакет "Трехгорки"?
- Это одно из первых направлений, которое привлекло большой бизнес. В первую очередь это связано с диверсификацией основных экономических потоков, а также с тем, что освоение сырьевого бизнеса на территории России и стран СНГ, наверное, закончилось - здесь уже все достаточно понятно и рынок поделен. Соответственно, идет перемещение в сферу переработки сырья.
Быстрее всего перерабатывается текстиль. Срок оборота средств в текстильной промышленности не такой короткий, как в пищевой промышленности, но не больше четырех недель. Это очень хороший срок, привлекательный для инвестиций. Кроме того, текстиль - беспроигрышный для бизнеса продукт, который необходим каждый день наравне с пищей. Человек использует ткани постоянно в течение всей жизни. Ну и, конечно, рентабельность имеет значение.
- И какова рентабельность у текстильного производства?
- От 2% на неудачном предприятии до 14% на среднестатистическом.
- К какой категории рентабельности вы относите "Трехгорку"?
- К категории не выдающегося - ни в плюс, ни в минус. Предприятие имеет очень хороший потенциал рентабельности. Доля интеллектуальных усилий в создании продукта достаточно велика, и это позволяет занять соответствующую ценовую нишу.
Большой сложностью является расположение предприятия в центре Москвы. Здесь, наверное, нужно разделять рентабельность сегодняшнюю и ту, ради которой этот бизнес приобретался. При грамотной организации производства и его небольшом географическом переориентировании рентабельность можно увеличить в несколько раз. Говорить о доле рынка и планах можно только тогда, когда произойдет оптимизация размещения производства. В центре Москвы рентабельное текстильное производство может существовать еще около трех лет - уже сейчас оно производит продукцию с пограничным уровнем цен. У нас есть планы по расширению этого бизнеса и проведению прицельной атаки на определенный объем рынка.
Мы хотим сохранить интеллектуальную собственность "Трехгорки", при этом планируем рассредоточить производство на других площадках. Предвосхищая вопрос о том, переедет ли "Трехгорка", - она, конечно, переедет, никто другого и не ждет, но когда и как - сейчас немного преждевременно об этом говорить.
- А как вы прокомментируете слухи о том, что "Трехгорку" собираются вывести на площадку комбината в подмосковном городе Озера, и о возможном объединении этих предприятий?
- Дислокация "Трехгорки" в г. Озера невозможна. "Трехгорка" - московское предприятие. Вывод предприятия за границу города или на границу с областью производится строго в рамках программы правительства Москвы. Мы находимся в постоянном диалоге с правительством Москвы, нам постоянно предлагаются различные варианты размещения производства, и скорее всего "Трехгорка" как налогоплательщик из Москвы не уйдет. Видимо, это будут какие-то пригородные зоны.
- В прошлом году участники рынка высказывали опасение, что предприятие интересует "Базовый элемент" лишь из-за занимаемой им земли. Сейчас уже можно сказать, были ли эти опасения обоснованными и какова судьба этой территории?
- Когда "Трехгорка" будет выведена из центра, маловероятно, что на ее месте будет пустырь. Конечно, здесь что-то будет. Часть занимаемых зданий - это уникальный архитектурный ансамбль, памятник индустриальной архитектуры позапрошлого века. Для девелоперской деятельности это очень сложная и интересная территория.
Что будет на этой территории - на эту тему ведется очень много разработок, но это вопрос не одного дня, месяца или года. Сейчас имеется несколько основных концепций, по одной из которых, видимо, пойдет развитие. Но, какая бы концепция ни легла в основу, магазин "Трехгорки", который существует уже два века на этом месте, обязательно там останется.
- Что будет с арендаторами?
- Знаменитая "ресторанная стена" как стояла, так и будет стоять, поскольку арендованные ими помещения находятся на территории памятника архитектуры. Здесь ничего меняться не будет. Что касается производителей, которые арендуют у нас помещения, - их ждет та же судьба, что и нас.
- Что изменилось с переходом "Трехгорки" под контроль "Базового элемента"? Какие инвестиции сделал новый акционер?
- Появились возможности по привлечению оборотных и кредитных средств, которые пошли на совершенствование парка оборудования и создание нового продукта. Поскольку "Трехгорка" - это в первую очередь жаккардовые ткани, то инвестиции осуществляются именно в этом направлении, т. е. в ткацкое оборудование, связанное с производством жаккардовых тканей. Инвестиции, которые нам предстоит сделать в это направление в 2004 г. , - от $1,5 млн до $7 млн.
- А как обстоят дела с инвестициями в развитие брэнда "Трехгорки"?
- Для нас укрепление брэнда - это стратегическое направление. Сейчас брэнд более узнаваем в Москве и менее узнаваем в других регионах. Наш выход в розницу - это та самая рекламная кампания, за которую нам еще и платят деньги. Однако конечная цель этой акции - представиться нашему покупателю, который ранее был знаком с нами только через крупного оптовика.
- "Трехгорка" является производителем тканей, а в магазинах продается в основном швейная продукция под маркой "Трехгорки" - постельное белье, скатерти, полотенца. Можно чуть подробнее о концепции развития собственной розницы?
- "Трехгорка" всегда перешивала 1,5 - 2% собственной продукции. Сегодня перешивается около 10% , а стратегическая задача - довести этот объем до 20%.
Продажа швейной продукции была вынужденной мерой, этого не было в плане. В трудные времена наш московский магазин давал до 30% оборота всего предприятия. Такая бесперебойная работа магазина навела на вопрос: почему оптовые продажи не расширяются, а магазин расширяется?
Оказалось, что ткань очень зависима от того, кто и что потом из нее шьет. К примеру, в Питере у нас нет проблем с покупателями, а в других регионах покупателей необходимо подготовить, показать, что из этой ткани можно извлечь. Здесь уже нужна какая-то дизайнерская мысль, которая шла бы на год-два впереди потребителей. Таким образом происходит формирование представлений о том, как эта ткань может жить в интерьере. И формировать это представление - задача розницы.
- Каковы параметры планируемой розничной сети?
- О параметрах сети в регионах пока рано говорить.
В Москве отделы уже есть в торговых центрах "Рамстор" и "Домино". Сейчас находимся в переговорах с сетями Auchan, OBI, "Красный куб".
В Петербурге кроме трех уже существующих салонов будет отдел в торговых центрах "Максидом", идут переговоры с [сетью гипермаркетов] "О'Кей", хотелось бы открыть отделы во всех [торговых центрах] "Лентах". Далее будут рассматриваться варианты работы в спальных районах, но это будет уже после того, как мы поработаем с "Лентой" и "О'Кей", поскольку это другая ниша.
Мы хотели бы осуществить нашу давнюю мечту - сделать индивидуальный ассортимент для каждой отдельно взятой сети. Это удачный вариант, поскольку художники у нас плодовитые и это хорошая возможность реализовать их потенциал.
Индивидуальный ассортимент будет разрабатываться на основе концепции магазина. Есть очень интересные концептуальные идеи. Для "Ленты" такой спецассортимент уже готов, и если переговоры увенчаются успехом, то он там появится. Но это скорее всего перспективы на вторую половину 2004 г. , когда ассортимент будет "разводиться" по разным сетям.
- Для вас розница важна лишь как реклама или рассчитываете и на коммерческий эффект?
- Этот эффект уже достигнут, и нам хотелось бы с помощью того, что мы делаем, удвоить оборот. Сейчас оборот предприятия составляет около $2 млн в месяц. Розничная сеть приносит 5 - 10%.
- Какова емкость текстильного рынка и кого вы считаете сейчас своими конкурентами?
- По разным оценкам, емкость российского рынка - до $2 млрд в год. Если говорить о внутренних производителях, то мы скорее не конкуренты, а коллеги. Самые сильные из них - "Альянс "Русский текстиль", "Гута-Текстиль", Группа "Монолит", "Чайковский текстиль" и еще несколько объединений. Мы конкуренты, но мы стимулирующие друг друга конкуренты. Настоящая конкуренция для нас - китайская и турецкая продукция. Ведущие [российские] производители текстиля сейчас выступают единым фронтом. Мы также разработали системные предложения к правительству России (по организации сырьевой базы, по ужесточению отношений с серым импортом, по кредитованию на сырье) и встретили очень хорошую поддержку. Эта сфера совместных усилий в ближайшие три года гораздо более важна, чем разница в 3 руб. по одной и той же позиции.
- Будут ли на рынке появляться новые крупные игроки?
- Я думаю, обязательно. Те, кто уже занял свои позиции, никоим образом не будут их сдавать. Выход новых игроков будет в первую очередь происходить через развитие существующих производственных баз. Кроме того, я думаю, будут строиться новые предприятия. Это не вызывает никаких сомнений, поскольку подчас со старой инфраструктурой уже невозможно ничего сделать - это всегда высокие технологические издержки.
Уже есть примеры нового строительства, кроме того, мы сами над этим думаем. Мы ведь выезжаем из центра не потому, что нас кто-то выгоняет. Это очень обдуманный ход, который в первую очередь упирается в экономику производства. Нам неинтересно производить именно здесь. Экономически это будет нерентабельно. Мы сейчас рассматриваем возможность производства на других предприятиях, в других регионах, но с использованием нашей интеллектуальной собственности. Однако предметно говорить об этом я буду готова только в январе следующего года.
БИОГРАФИЯ: Лолита Владимировна Данилина родилась 27 декабря 1962 г. в Москве. В 1984 г. окончила Московский государственный институт международных отношений МИД СССР, факультет международных отношений. С 1984 по 1992 г. работала экономистом в МВЭС СССР.
В 1992 - 1993 гг. - экономист в "Технопромимпорте". В 1993 - 1998 гг. - зампредседателя правления Компании по проектному финансированию.
С 1998 г. и по настоящее время является советником председателя правления Интерпромбанка. С 2000 г. занимала должность председателя совета директоров ОАО "Александро-Невская мануфактура". С 2002 г. является председателем совета директоров ОАО "Текстильная фабрика "Озера" и ОАО "Трехгорная мануфактура".
О КОМПАНИИ: Текстильное предприятие "Трехгорная мануфактура" основано в 1799 г. Представляет прядильное, ткацкое, отделочное и швейное производства. Ежемесячно производит около 1,1 млн погонных метров хлопчатобумажных тканей. Занимает 12 га земли на Красной Пресне.
По данным skrin.ru, выручка ОАО "Трехгорная мануфактура" за 2002 г. составила $15,5 млн, за I квартал 2003 г. - $3,4 млн.
Владельцем контрольного пакета акций ОАО "Трехгорная мануфактура" является холдинг "Базовый элемент", который через близкие ему структуры в апреле 2002 г. выкупил акции у менеджмента предприятия.
|