Инвестиции Бизнес от и до Экономика
Экономика и финансы
 :: Интернет и экономика :: 
 

Двое против интернет-пузыря

Ричард Уотерс
Ведомости
11.11.2003

Для кого-то интернет-рынок уже лопнул, а для других только начинает расти.

Восемь лет назад два студента Стэнфордского университета изобрели новый способ быстро находить информацию в Интернете. Они решили приостановить исследования и обратить идею в коммерческое предприятие. Джери Янг и Дэвид Фило быстро нашли финансистов, специализирующихся на компаниях из Силиконовой долины, которые поддержали проект. Вскоре имя компании - Yahoo - уже звучало на Уолл-стрит.

Пять лет назад два других студента Стэнфордского университета, уроженец Москвы Сергей Брин и Лоренс Пейдж из Мичигана, изобрели новую поисковую систему - Google. Теперь они тоже стремятся на Уолл-стрит - Google планирует первичное размещение своих акций в будущем году. Это должно стать самым большим IPO с начала интернет-бума.

Между историями Yahoo и Google по крайней мере одно большое различие: слово dotcom до сих пор вызывает нервную дрожь у многих инвесторов в акции интернет-компаний, погоревших на кризисе 2000 г. Создателей Google это не беспокоит.

Эйфория и идеализм, которые сопутствовали буму Интернета, быстро сменились головокружением от успехов и жаждой наживы: новый способ общения, призванный изменить мир, превратился в средство зарабатывания легких денег. Но Брин и Пейдж собираются доказать, что этот приговор не окончательный. По крайней мере головокружения у них быть не должно - крушение рынка интернет-акций всех вернуло на землю. Для того чтобы убедиться, что Интернет для авторов Google больше чем механизм зарабатывания денег, достаточно сделать поиск в Google на Sergey Brin. Большую часть сайта (www-db.stanford.edu/~sergey/) занимают ссылки на научные работы Брина, названия которых большинству пользователей Интернета понять будет скорее всего не под силу. Популярно его профессиональные интересы определяются как "получение информации из неструктурированных источников и поиск данных в объемных базах научных данных и текстовой информации". Сразу становится понятно, что Google создавался учеными - в их работе четко прослеживается академический стиль, хотя и влияния "интернетовской" культуры избежать не удалось.

В этом еще одно важное отличие от Yahoo. Ее создатели - Янг и Фило тоже вышли из научной среды, их областью тоже было программирование. Но они сразу же решили превратить Yahoo в гигантскую онлайновую медиакомпанию. Только в этом году, увидев мощный рывок Google, Yahoo начала создавать более совершенные алгоритмы поиска для использования в нескольких приобретенных ею поисковых системах.

Пейдж и Брин начали заниматься компьютерной наукой еще в юности. Для поколения 1970 - 1980 гг. , это нехарактерно. Но отец Пейджа преподавал программирование в университете штата Мичиган, а отец Брина был профессором математики в Мэрилендском университете. Когда семья Бринов перебралась в США из Москвы, Сергею было шесть лет.

Создатели Google встретились в Стэнфорде во время интернет-бума, но решили разработать новую, более совершенную технологию. Этим они и занялись прямо в общежитии Стэнфорда, предварительно закупив несколько дисководов на кредит по пластиковым карточкам в $15 000. Примерно так же начинался бизнес Dell. А чуть позже все это стало напоминать ранний этап развития HP: Брин и Пейдж вынуждены были переместить будущую Google в гараж своего приятеля. В комнате общежития уже не хватало места для "железа".

Одна из загадок истории создании Google: почему экспертам в области интернет-технологий понадобилось так много времени, чтобы оценить огромный потенциал компании. Топ-менеджер одной из ведущих компаний Силиконовой долины вспоминает, что чуть меньше двух лет назад, встретившись с основателями Google, он отказывался верить в то, что их бизнес когда-либо станет прибыльным. Замечательная технология, сказал тогда бизнесмен, но кто ее купит?

Ответ на этот вопрос к тому времени уже был найден - одной из находок Google было решение продавать рекламу, совпадающую по содержанию с результатами запроса.

Успех Google показывает, что Брин и Пейдж не просчитались. Но некоторые из призраков dotcom уже начинают их преследовать.

Во-первых, скоро они могут стать сказочно богатыми, по крайней мере на бумаге. Считается, что вместе они владеют примерно третью акций Google. По мнению аналитиков, компания стоит минимум $15 млрд, то есть у каждого из ее создателей после размещения акций будет больше $2,5 млрд. Это не вяжется с юношеским идеализмом отцов Google. В их программной работе "Анатомия гипертекстовой поисковой системы мирового масштаба", в которой очерчена концепция Google, сквозит отвращение к коммерциализации Интернета.

Модель поисковой системы, основанная на рекламе, не всегда позволяет предоставить пользователю качественную услугу, считают авторы. Возможность заработать на продаже рекламы в поисковой системе может создать конфликт интересов для компании, предоставляющей услугу. Пользователи всегда должны быть уверены, что результаты поиска никак не связаны с чьими-то финансовыми интересами. Поэтому в мире должна быть хотя бы одна "прозрачная" поисковая система, которая будет использоваться исключительно для предоставления информации. Google, быстро становящийся коммерческим предприятием, под это определение вряд ли подходит.

Но, возможно, еще менее приятно владельцам Google сейчас слышать сравнения с Netscape, появление которой на рынке в 1995 г. ознаменовало начало интернет-бума. Праздник Netscape был недолгим - вскоре ее начала пытаться вытеснить с рынка Microsoft. Теперь компания Билла Гейтса собирается создать свою поисковую систему - Брину и Пейджу придется опять проявить изобретательность.



Статья для мамочек - http://mamas.ru/showthread.php?t=12261 - интересно!
поиск
   
 
курсы валют
Курс ЦБ РФ 19.10 20.10
USD 65.7238 65.814
EUR 75.5692 75.3241
работа и вакансии
Поиск вакансий
Советы соискателю
Дистанционная работа
Работа за рубежом
Заработок в Интернет
тесты
Что думают о вас на работе
Деловая ли вы женщина
Вы и ваша работа
Деловой человек
Оценка потребности в достижении
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Какое значение вы придаете деньгам
Настойчивость
Повезло ли вам с начальством
Работа не волк, в лес не убежит
Вкладчик или делец
Ваши успехи на работе
Не слишком ли много вы работаете
Забываете ли вы о работе в свободное время
IQ
Умеете ли вы обращаться с деньгами
Какой вы начальник
Способны ли вы решить свои проблемы
Верите ли вы в себя
Новости
Служба рассылки
Социологические опросы
Интернет магазин
Конструктор сайтов
Новости экономики
Новые статьи
Copyright © RIN 2004- Обратная связь