Убежище для приватизатора
Сергей Кокоткин www.compromat.ru 12.11.2003
Глава Республики Коми Владимир Торлопов продает место в Совете Федерации, чтобы создать политическое убежище приватизатору из команды Ходорковского.
После ареста главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского его ближайшие соратники начали срочно обзаводиться 'корочками', позволяющими чувствовать себя в относительной безопасности. Леонид Невзлин просит себе израильский паспорт, Василий Шахновский бьется за мандат члена Совета Федерации от Эвенкии, поставленный под сомнение Генпрокуратурой.
На днях еще один приватизатор из ЮКОСа решил укрыться от пронырливых прокуроров в верхней палате парламента.
Алкогольный Генералов
Бывший министр топлива и энергетики России Сергей Генералов формально к числу высших менеджеров ЮКОСа сегодня не относится. Генералов заседает в Госдуме, куда его в 1999 году направили защищать народные интересы избиратели Ачинского одномандатного округа ? 45 Красноярского края. В парламенте Генералову удалось получить влиятельные должности заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству, а также председателя постоянной Комиссии по защите прав инвесторов. Однако эти теплые места стали для Генералова временными - за минувшие четыре года красноярские избиратели сильно разочаровались в своем депутате.
В начале 2000 года специально для этого созданная Генераловым фирма 'КАТЭК-инвест' выиграла приватизационный конкурс и получила в собственность 76 процентов акций Красноярской угольной компании (КУК).
Одним из условий конкурса была передача 25,6 процента акций КУК краевой администрации, которая должна была гарантировать социальную приемлемость неизбежной реформы предприятия. Однако Генералов не выполнил условия договора, 'кинул' администрацию и продал весь свой пакет акций подразделениям финансово-промышленной группы МДМ. Пока администрация края судилась с этой группой, новые собственники не только вывели из 'КАТЭК-инвеста' все активы, но еще и провели на КУКе быструю и основательную 'социальную зачистку'. В результате огромное количество угольщиков остались без работы, а их семьи - без каких-либо средств к существованию. Начались масштабные профсоюзные выступления и голодовки:
На нынешних выборах Генералов даже не пытался вновь выставлять в Красноярском крае свою кандидатуру по одномандатному округу, понимая, видимо, что его со скандалом 'прокатят'.
В тех краях, где Генералов хозяйствует сегодня, ему также трудно рассчитывать на любовь избирателей. Генералов владеет сегодня группой 'Промышленные инвесторы', в которую входит, в частности, Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ), на котором задолженность по зарплате, согласно данным профкома, составляет уже 14 месяцев. Интересно, что ВгТЗ Генералов приобрел у упомянутой выше группы МДМ, с которой вообще связан массой сделок. Также 'эффективно' компания Генералова управляет Дальневосточным морским пароходством, Орловским комбайновым заводом, фирмой 'Совбункер', рядом угледобывающих предприятий, а также водочной компанией 'Русский алкоголь' и подмосковным ликероводочным заводом 'Топаз'.
Все названные предприятия далеки как от ЮКОСа, так и от любых других нефтяных краников. Очевидно, что Генералова сегодня волнует не добыча нефти, а разлив водки. Почему же Генералов засуетился после ареста Ходорковского? Причина страха, толкающая бывшего министра, владельца заводов, водки и пароходов в сторону Совета Федерации, проясняется при первом же взгляде на его трудовую биографию.
Министр по делам ЮКОСа
В ЮКОС Сергей Генералов пришел работать в 1993 году, на ключевую должность исполнительного директора по экономике и финансам, а с 1994-го по 1997 год занимал пост вице-президента НК 'ЮКОС' по финансам и ценным бумагам. В 1997 году Генералов стал старшим вице-президентом ЮКОСа, а затем заместителем председателя правления банка 'МЕНАТЕП' и членом объединенного правления группы 'Роспром-ЮКОС'. В мае 1998 года Генералова 'командировали' на профильный для ЮКОСа пост министра топлива и энергетики в 'олигархическом' правительстве Сергея Кириенко. Именно оно устроило стране дефолт в августе 1998 года и разорило, в числе прочих, вкладчиков МЕНАТЕПа. Однако, в отличие от других министров данного специфического правительства, Генералов просидел в высоком кресле до мая 1999 года и успел обзавестись обширными связями, полезными как для ЮКОСа, так и для себя лично.
Финансовая катастрофа страны и многих ее граждан в момент дефолта никак не отразилась на благополучии Генералова и его товарищей как из МЕНАТЕПа, так и из ЮКОСа в целом. Согласно собственноручно написанной декларации, Генералов, уходя на пост министра, якобы продал все принадлежавшие ему акции НК 'ЮКОС' на сумму около 4 миллиардов 'старых' рублей, что по тогдашнему курсу составило 693 тыс. долларов. Но после выхода в отставку бывший министр начал тратить в десятки раз большие суммы на скупку предприятий, 'недоприхваченных' олигархами. Сегодня оборот принадлежащих Генералову компаний составляет, по различным оценкам, от 500 до 800 миллионов долларов США в год.
Следует заметить, что именно на период работы Генералова в ЮКОСе пришлись и залоговые аукционы, и так называемая 'денежная приватизация', в ходе которых Ходорковский с компанией обзавелись за бесценок огромным количеством разнообразной госсобственности. В частности, завладели тем самым предприятием 'Апатит', сомнительное приобретение которого стало поводом для начала прокурорского расследования деятельности ЮКОСа.
Именно в связи с данным уголовным делом в июне нынешнего года и был арестован Платон Лебедев, ближайший сподвижник Ходорковского. Не только прокурорам сегодня очевидно, что Генералов, контролировавший в ЮКОСе всю работу с ценными бумагами, играл в приватизационной деятельности компании ведущую роль.
Не дожидаясь появления в своей приемной голубых мундиров, Генералов обратился к своим старым партнерам из МДМ. Один из них, Николай Левицкий, занимает сегодня должность первого заместителя Главы Республики Коми Владимира Торлопова, то есть де-факто является 'премьер-министром' региона. Попал он на этот пост в ходе стремительной махинации по уводу принадлежащих государству активов угольной отрасли под контроль частных фирм, провернутой Торлоповым совместно с Сибирской угольно-энергетической компанией (СУЭК) 'Байкал-уголь', входящей в группу МДМ (материалы расследования данной махинации Compromat.Ru опубликовал 09.10.03 в статье 'Патрон для спекулянта'). Ранее работавший на группу МДМ (в которую входит и СУЭК 'Байкал-уголь') Николай Левицкий был переведен на 'премьерскую' должность как гарант выполнения администрацией региона своих обязательств по сделкам с вышеназванной частной угольной компанией. Однако чисто экономической сферой полномочия Левицкого не ограничиваются. Как выяснилось, посланец олигархов готов выполнять роль посредника между Торлоповым и теми гражданами, которые рады положить на банковские счета последнего весьма крупные взятки за весьма специфические услуги.
Ожог от 'теплого места'
Как обычно, Торлопова долго уговаривать не пришлось. Глава Коми согласился 'отмазать' Генералова от правосудия и поместить соратника Ходорковского на 'теплое место' члена Совета Федерации от Коми, словно Ленина в Разлив. Оказалось, что реализации полюбовного соглашения мешает сущий пустяк - обещанная Генералову должность уже занята. Занимает ее Евгений Трофимов, бывший министр внутренних дел Коми.
Как стало известно из компетентных источников, Левицкий сначала заявился к нему и вежливо предложил сенатору (от имени Главы Коми Торлопова!) обменять должность в Совете Федерации на солидную материальную, скажем так, компенсацию. Трофимов вежливо отказался. Однако нужда Генералова была, очевидно, столь велика, что 10 ноября Левицкому вновь пришлось встречаться с Трофимовым. На этот раз 'правая рука' Торлопова решила поговорить с сенатором с позиции силы. Разговор кончился тем, что бывший милиционер попросту выгнал обнаглевшего визитера.
Дополнительная интрига 'эвакуации' Генералова заключается в том, что в силу своей самоуверенности и отсутствия политической вменяемости друзья бывшего министра не стали наводить справки о Трофимове. Оказалось, что сенатор не только получил высшее образование в Ленинграде, но и является активным сторонником борьбы с коррупцией и олигархическим беспределом, развернутой 'питерской' командой президента. Разозлив сенатора Трофимова, Торлопов фактически 'засветил' операцию по спасению Генералова. Этот фактор может стать определяющим в карьере нынешнего Главы Коми, так как сегодня шахтеры Печорского угольного бассейна уже собирают подписи под обращением к Президенту РФ об отстранении Торлопова от занимаемой должности. А сомнительные сделки с госимуществом, совершенные при покровительстве Главы Коми, уже не первый месяц по команде 'сверху' изучают компетентные органы.
Впрочем, неоднократно демонстрировавший политическую беспомощность Глава Коми мог попросту оказаться жертвой собственной жадности. Согласно законам Коми, в случае его отстранения от должности все полномочия перейдут: Николаю Левицкому. Таким образом, направляя Левицкого ходоком к сенатору Трофимову, Торлопов не просто поручил своему заместителю позаботиться о дальнейшей судьбе Сергея Генералова. Он еще и ключи от собственного кабинета Левицкому передал. И последний, естественно, волен теперь распоряжаться ими так, как принято в суровом мире олигархического бизнеса, построенного Невзлиным с израильским паспортом, Шахновским с мандатом из Эвенкии и Ходорковским без ключа от камеры. То есть вполне осознанно и безо всяких сантиментов.
P.S. Давно и хорошо известно, что любая политическая сделка, в особенности такая сомнительная, как сделка по продаже места в Совете Федерации, должна иметь солидное прикрытие. Как выяснилось, Торлопов тоже позаботился о прикрытии. В начале ноября, посетив здание на Лубянке, он вручил директору ФСБ Николаю Патрушеву донос на довольно известного в республике предпринимателя. В своем доносе Глава Коми возлагает на этого человека вину за дестабилизацию ситуации в республике: за систематические задержки зарплаты и пенсий, за потери федерального и регионального бюджетов в результате создания компании 'Печоруголь' и многое другое. Расчет Торлопова прост: он пытается создать образ олигарха - врага республики и тем самым отвлечь внимание компетентных органов от собственных махинаций.
Впрочем, и в этом поступке Главы Коми проявилась его политическая 'девственность'. Маловероятно, что директор ФСБ столь наивен, что поверит в подобные россказни. Поэтому, скорее всего, результатом торлоповского демарша станет резкое ухудшение его собственных политических позиций.
|