Елена КОЛЛОНГ-ПОПОВА: Эти люди меня подставили и "кинули"
Прокофьев Вячеслав, соб. корр. "Труда"
Париж
Труд 15.11.2003
Наверное, участники Европейского социального форума, который сейчас проходит под Парижем, а также небогатые жители пролетарского пригорода Бобиньи были немало удивлены, когда к местному дому культуры, отданному в эти дни антиглобалистам и их попутчикам, подкатил черный автомобиль. На нем в сопровождении охраны сюда приехала, чтобы выступить на "круглом столе", посвященном налогам в России, бывшая советская гражданка, а ныне гражданка Франции Елена Коллонг-Попова. Эта весьма привлекательная женщина по воле судеб оказалась в центре внимания из-за своих прежних контактов с концерном "ЮКОС" и связанных с ним нынешних громких разоблачений.
Елена в свое время окончила Московский финансовый институт, вторым браком была замужем за французским дипломатом, работавшим в Москве. Таким образом, оказалась в Париже, где в последние перестроечные годы занялась бизнесом. Летом 1995 года на вилле одного французского бизнесмена в Сен-Тропе на Лазурном берегу познакомилась с тогдашним корпоративным финансовым директором ЮКОСа Алексеем Голубовичем и его женой Ольгой. Голубович предложил Елене сотрудничество, которое продолжалось вплоть до 2000 года. Как рассказала Коллонг-Попова нам, русским журналистам, ее работа заключалась в том, чтобы проводить разнообразные операции с помощью более чем 30 офшорных компаний, которые в интересах ЮКОСа она открывала в районах планеты, известных как "налоговый рай".
По утверждению Коллонг-Поповой, эти компании "держали" акции "Менатеп-групп" и "Роспрома" (который, как известно, был создан Ходорковским в 1996 году) и ЮКОСа. С их помощью совершались многочисленные финансовые трансакции, включая продажу и покупку на российском рынке наиболее ликвидных акций, а также целых предприятий.
Понятно, что такая деловая активность не могла не привлечь внимание французских властей. "Я неоднократно предупреждала Голубовича,- рассказывает Елена, - что так работать нельзя, потому что как гражданка Франции я обязана платить здесь налоги". В конце концов на ее роскошную квартиру в престижном 16-м районе Парижа явилась целая бригада контролеров из Национального управления по налоговым расследованиям. Они конфисковали документы и взяли даму в оборот. Конечно, Коллонг-Попова пыталась объяснить, что деньги, которые проходили через счета записанных на ее имя компаний, не являются ее собственностью, а принадлежат структурам ЮКОСа и "Роспрома", но французы не пошли ей навстречу. В мае этого года состоялся суд, который вынес приговор: год тюремного заключения условно и штрафные санкции на общую сумму в 15 миллионов евро.
Все эти годы Коллонг-Попова неоднократно обращалась к руководству компании "ЮКОС" с тем, чтобы оно приняло участие в решении проблемы, но компания, заявляет она, бросила ее на произвол судьбы. "Я чувствую себя подставленной и обманутой, - сетует Елена. - Ведь все операции проводились в пользу группы "Роспром-Менатеп-ЮКОС", а значит, на претензии французских налоговиков она и должна отвечать".
Елена Коллонг-Попова считает, что документы, которыми она располагает, могут быть использованы российскими правоохранительными службами в нынешнем расследовании по делу ЮКОСа, а все заявления представителей компании о том, что они якобы не имеют к этому никакого отношения, не выдерживают никакой критики. "Как это так, если я работала по поручению Голубовича?- возмущается Елена.- А почему со мной вели переговоры и даже предложили "отступных" в сумме 500 тысяч долларов, от которых я отказалась?" Она также рассказала о некоторых сомнительных операциях, которые проводили люди ЮКОСа. В частности, о конфликте с американским бизнесменом Кеннетом Дартом, держателем миноритарных акций ЮКОСа, когда с помощью ловких ходов был "размыт" капитал компании, и этот человек, который раньше владел 30 процентами акций, оказался всего лишь с пятью.
По словам француженки с российскими корнями, ее бывшие партнеры из ЮКОСа - "люди бесчестные". Они, мол, неоднократно подделывали ее подпись и подпись сына, которому "по дружбе" предложили быть директором одной компании.
Коллонг-Попова уже отправила в Москву в адрес следователя Николая Шумилова, который занимается делом ЮКОСа, множество документов, но сама в Россию ехать не собирается. "Мне нечего бояться, я ничего криминального не совершала, - заявила она. - Меня не пугает российская прокуратура, меня пугает давление со стороны людей ЮКОСа и их манера работать. То, что происходит со мной, происходило и с другими людьми".
|