КОПИРАЙТ: Пираты обкрадывают Россию
Александр Вершбоу Ведомости
25.11.2003
Одна из причин, по которой я счастлив быть послом здесь, в России, - это масса возможностей для участия в богатой культурной жизни. Россияне по праву гордятся своим богатым наследием в музыке, литературе, в области театра и кино, а также своими достижениями в науке, технике и исследованиях космоса. Высокая оценка критикой недавних российских фильмов, таких, как "Возвращение", показывает, что историческая русская традиция литературного и художественного творчества по-прежнему жива и здорова. Во всем мире знают о российских достижениях в науке и культуре. Но то, чем Россия все больше становится известна, - кража интеллектуальной собственности и пиратство - угрожает будущим достижениям страны в области культуры и науки.
За последний год все больше внимания уделялось бурному росту в России пиратского производства оптических дисков (аудио- и компьютерных компакт-дисков, а также дисков DVD). Однако недавние опросы общественного мнения показывают, что россияне не обеспокоены пиратством в отношении музыки, фильмов и программных продуктов, потому что они считают, что единственными жертвами такого рода пиратства становятся крупные западные звукозаписывающие компании и киностудии, которые, по их мнению, не нуждаются в дополнительных поступлениях от продаж в России. На самом деле и сами русские уже становятся жертвами пиратов, и, если пиратство не остановить, жертв среди отечественных талантов станет больше.
Права интеллектуальной собственности существуют, чтобы служить стимулом для творчества. Артисты имеют возможность сочинять и записывать музыку потому, что они могут ожидать платы за свои записи. В разговорах как с видными, так и с начинающими российскими музыкантами я обязательно спрашивал, как достать их произведения на компакт-диске. К сожалению, большинство отвечало, что из-за разгула пиратства записывать свои произведения в России просто невыгодно. Во время посещения в этом месяце президентом Путиным киностудии "Мосфильм" было подчеркнуто, что пиратство наносит аналогичный ущерб и российской киноиндустрии, несмотря на выдающиеся успехи недавних российских фильмов.
Точно так же фирмы, разрабатывающие программные продукты, имеют возможность платить программистам и другим техническим сотрудникам потому, что они могут рассчитывать на заработок от продажи конечной продукции. В России множество талантливых программистов и технических специалистов, но и эта отрасль является жертвой пиратов, которые лишают разработчиков финансовых средств, необходимых им для продолжения своей работы.
Российские ученые и изобретатели способны содействовать вхождению России в число стран, поставляющих передовые технические разработки, востребованные экономикой, - особенно если стране удастся привлечь инвестиции высокотехнологичных компаний. Но этот процесс так по-настоящему никогда и не начнется, если техническое новаторство не будет должным образом защищено практикой правоприменения в области защиты прав интеллектуальной собственности.
Несмотря на наличие замечательно талантливых творческих людей как в технической, так и в культурной сферах, возможность зарубежных инвестиций, которые могли бы содействовать упрочению этих отраслей в России, опять-таки подрывается пиратами. Россия все больше рассматривается на мировом рынке как крупный поставщик пиратских товаров - и весьма обоснованно. Пиратство достигло в России таких огромных, неконтролируемых масштабов, что страна все больше воспринимается как новый Китай, в котором во времена разгула пиратства было 29 фабрик по выпуску пиратской продукции. Сообщается, что в России сейчас действует по меньшей мере столько же. По оценкам, каждый год в стране производится более 320 млн пиратских дисков, около 90% которых идет на экспорт. Пока потенциальные инвесторы будут воспринимать Россию как страну, которая не уважает законность, права интеллектуальной или личной собственности, они будут продолжать вкладывать свои деньги туда, где их собственность во всех ее формах защищена лучше.
Например, западные студии говорят, что одной из их главных целей при выходе на российский рынок является поддержка множества талантливых российских музыкантов и представление их творчества всему остальному миру, а не просто продажа компакт-дисков Мэрайи Кери и Эминема. Но, продолжают они, из-за нынешнего уровня пиратства просто нереально инвестировать такие суммы, которых заслуживает музыкальная отрасль России.
Нигде опасность пиратства не видна с такой ясностью, как во все расширяющейся сфере подделки лекарств. Пиратство в области производства лекарственных средств не только отбирает прибыль, которая могла бы быть использована на разработку более эффективных и рентабельных лекарств, но и представляет прямую угрозу здоровью и даже жизни россиян, полагающихся на подделанные или некачественные лекарства.
Растущая репутация России как экспортера пиратских товаров может сказаться и на легальных статьях ее экспорта. Зарубежные импортеры и потребители должны быть уверены в том, что они покупают настоящее качество. Увеличивающийся поток дешевых товаров, подделок и копий постепенно подрывает эту уверенность и подталкивает импортеров к поиску других, более надежных поставщиков.
Можно подытожить: в конце концов в финансовом отношении пиратство будет продолжать препятствовать развитию отраслей, которые производят высококачественную продукцию и могли бы обеспечить россиянам рабочие места из числа наилучших - рабочие места, для занятия которых необходимы знания, наличие творческого потенциала и способность к новаторству. Одновременно создаются ненужные препятствия на пути роста российского экспортного рынка.
Пиратство очень прибыльно, но эта прибыль идет в карман лишь очень малому числу богачей за счет огромного множества других людей. Очевидно, что эти деньги получены за счет художников и людей творческого труда, чьи доходы отбирают те, кто их не зарабатывал. Они также получены за счет разработчиков программного обеспечения, которые не могут создавать новые и передовые компьютерные программы, не боясь того, что конечный продукт не будет украден. Эти деньги получены также за счет музыкантов, которые не могут записать свои произведения. Они получены за счет киностудий, вынужденных сократить число фильмов, которые они могут произвести для российского рынка. Они получены за счет экспортера, который сталкивается с неоправданной обеспокоенностью по поводу законности предлагаемой им продукции. Они получены за счет каждого русского рабочего, который мог бы работать в растущей компании в отрасли, которая просто не будет развиваться, пока пираты обескровливают ее финансово.
Наконец, эти деньги делают за счет всех нас, в какой бы стране мы ни жили, лишая нас великих достижений в области культуры и науки, которые традиционно составляют славу России и обещают стать ее богатейшим вкладом в развитие человечества в XXI в.
|