Внебюджетные инвестиции. "center">
Предприятия ВПК России используют несколько каналов по привлечению внебюджетного инвестиционного капитала. Один из них - банковский.
Российские банки охотно кредитуют российские предприятия ВПК. В то же время, предприятиям ВПК невыгодно привлекать кредиты банков. Это происходит потому, что после возвращения кредита и процентов по нему, при распределении выручки по статьям расходов, конечная прибыль не является достаточной для перевооружения производства или проведения каких- либо иных программ развития.
В настоящее время предприятия российского ВПК не испытывают проблем в привлечении кредитов только в том случае, если последние привлекаются под выполнение контрактов по линии военно-технического сотрудничества. Только при их наличии банковские структуры идут на сотрудничество с производственными объединениями. Основным препятствием на пути расширения присутствия банков в кредитовании оборонной промышленности является низкая ликвидность, а подчас и полная неликвидностью залогов под кредиты. Как правило, в качестве залога выступают акции предприятий, а кредиты направлены на повышение стоимости переменного капитала, то есть на закупку сырья, комплектующих, инструментов, полуфабрикатов, дополнительного привлечения рабочей силы и т. д. Таковыми являлись кредитные заимствования ОАО "Балтийский завод", который в начале текущего года привлек несколько крупных кредитов ряда банков. Только Сбербанк выделит заводу 103,5 млн долл. на выполнение иностранного заказа по постройке военных кораблей.
Привлекает инвестиции через банки и ОАО "Северная верфь" - конкурент "Балтийского завода". В данном случае кредиты привлекались для постройки сухогрузов грузоподъемностью 5,5 тыс. тонн. По просьбе акционерного общества была открыта кредитная линия на 7 млн долл. в Сбербанке.
Спецификой российского рынка заимствований является полное отсутствие страховых компаний и пенсионных фондов в секторе структур, кредитующих ОПК (исключением является АФК "Система", входящая в состав владельцев РОСНО). Связано это с неразвитостью практики такого кредитования, обусловленной неспособностью страховых компаний и фондов привлекать крупные средства для выполнения хоть и единичных, но достаточно капиталоемких проектов. Не следует также забывать и то, что после дефолта 1998 года, сохранившимся структурам, аккумулирующим средства граждан, пришлось фактически проходить стадию становления своего бизнеса заново.
Наглядно просматривается и тот список банков, которые активно сотрудничают с предприятиями ВПК. В Северо-западном регионе наиболее сильные позиции у регионального отделения Сбербанка, который помимо кредитования ОАО "Балтийский завод" выдает краткосрочные займы для ЗАО "Завод "Трансмаш". Данное ЗАО в начале 2002 года получило сразу два кредита на финансирование текущих расходов, связанных с производственной деятельностью на общую сумму 200 млн руб. Однако, это не свидетельствует об особом устойчивом положении данного завода, так как получение этих средств было обеспечено соглашением между Сбербанком и крупнейшей холдинговой структурой северо-запада России группой компаний "Ист", куда и входит "Трансмаш". Соглашение значимо для всей группы, так как завод является основным звеном в имущественной цепи холдинга. Его перевооружение позволит впоследствии изымать часть средств на развитие производств других участников холдингового объединения. Сбербанк согласился участвовать в этом проекте и намерен в 2002 году перечислить на решение этой задачи до 100 млн долл., а также обеспечить краткосрочное кредитование завода на сумму 450 млн долл. Помимо Сбербанка активно кредитуют предприятия ВПК АКБ "Номос-банк", Внешторгбанк. Крупными кредиторами оборонно-промышленной отрасли России являются Банк Москвы (в первой половине 2002 года профинансировал предприятия ОПК на сумму 50 млн долл.); Международный московский банк (Москва) и Коммерческий банк для Северной Европы - Евробанк (Париж) - выделили 10 млн долл. на развитие космической отрасли, и др.
Другим важным каналом привлечения заемного капитала является вторичный рынок ценных бумаг, где предприятия ВПК могут проводить операции по размещению своих обязательств.
Обращает на себя внимание деятельность ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение", которое проводит широкие операции на рынке заимствований. Так, для выпуска самолета ИЛ- 214 были выпущены облигации на сумму 600 млн руб., состоящие из 600 тыс. купонных облигаций номиналом 1 тыс руб. К 2003 году предприятие намерено приступить к выпуску еврооблигаций и выйти на европейский рынок заимствований, получить кредитный рейтинг, что приведет к большей финансовой независимости компании, повышению ее капитализации и привлекательности для портфельных инвесторов. Мотивировка в данном случае вполне ясна. Только на Западе предприятие сможет получить прямые долгосрочные инвестиции в валюте. Привлечение таковых внутри России связано с большими издержками из-за сложности валютного обращения внутри страны. Рублевые же инвестиции невыгодны из-за сохраняющейся высокой (до 18% в год) инфляции. Это будет вторая попытка ИАПО, по проникновению на зарубежные финансовые рынки. Первая окончилась неудачей.
В мае совет директоров предприятия пришел к выводу о целесообразности выпуска облигационного займа на 1,5 млрд руб. Этот заем будет представлять собой эмиссию документарных купонных облигаций на предъявителя сроком обращения 3 года и купонным периодом 6 месяцев. Общий рейтинг облигационных займов предприятия имеет рейтинг В++ (согласно оценке российского агентства "Эксперт РА"), что позволяет причислить облигации объединения к бумагам с удовлетворительной надежностью и свидетельствует о успешной производственно - коммерческой деятельности, финансовой устойчивости, а также о высоком, по российским меркам, уровне корпоративного управления эмитента в период обращения облигаций. В целом такой рейтинг свидетельствует о том, что не существует серьезных препятствий выполнению обязательств, предусмотренных параметрами эмиссии.
Еще одним способом увеличения собственных средств на предприятии является увеличение номинальной стоимости акций. 1 августа 2002 года на собрании акционеров предприятия было принято решение об увеличении размера уставного капитала на 1740314125 руб., за счет увеличения номинальной стоимости акций. Такую тактику применяет не только данное предприятие. В 2002 году ту же операцию предприняли и ОАО "НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина", и ОАО "Завод им. Дегтярева" (г. Ковров, Владимирская область), которое увеличило уставный капитал в 10 раз - до 1748414580 рублей путем увеличения номинальной стоимости акций с 1 рубля до 10 рублей за счет переоценки основных фондов общества.
В случае с ИАПО, активно использующим инструменты финансового рынка, увеличение стоимости уставного капитала следует рассматривать как повышение стоимости облигационного обеспечения, что можно использовать в дальнейшем повышении стоимости обращающихся облигаций.
Успешная стратегия по привлечению краткосрочных заимствований привела к росту собственных средств завода, а это, в свою очередь, к увеличению инвестиций, направленных на перевооружение производства в сумме 30 млн долл. только за 2002 год. По состоянию на середину июля 2002 года в обращении на рынке находилось векселей ОАО "ИАПО" на общую сумму 905 млн руб., со сроками обращения 1- 6 месяцев.
Акционеры ОАО "Балтийский завод" 28 июня приняли решение об увеличении уставного капитала ОАО путем размещения 162 тыс. акций номиналом 240,4 руб. по закрытой подписке. Цена размещения составила 270 руб. за акцию. Проведение такой операции было вызвано решением принять в состав акционеров нового члена - ЗАО "Техноспецсталь-Инжиниринг", привлекая таким образом дополнительные средства на предприятие.
Еще одним крупным участником рынка финансовых заимствований является ОАО "ЛОМО", г. Санкт-Петербург, которое проводит крупномасштабные заимствования средств на финансовом рынке. В 2002 гг. им было выпущено облигаций на сумму 200 млн руб. Срок обращения облигаций - 1 год, дата погашения - 21 мая 2003 г. Купонный период - 3 месяца, количество купонов - 4. Даты окончания купонных периодов по 1 купону - 20 августа 2002 г, по 2 купону - 19 ноября 2002 г, по 3 купону - 18 февраля 2003 г, по 4 купону - 21 мая 2003 г. Процентная ставка по 2-4 купонам рассчитывается перед каждым купонным периодом в соответствии со средней доходностью ОФЗ.
Руководители ЛОМО уже заявили, что предприятие не ограничится первым выпуском облигаций и впоследствии предполагает продолжить заимствования на рынке ценных бумаг. Следующий выпуск облигаций может составить 400-450 млн руб.
Несмотря на привязку к доходности ОФЗ, подобные финансовые инструменты пользуются большой популярностью на финансовом рынке, так как малые и средние российские банки испытывали на всем протяжении 2000-2002 годов кризис с переизбытком ликвидности, а такие облигации дают им реальную возможность приложения капиталов, так как ценные бумаги имеют невысокую номинальную стоимость.
Российские оборонные предприятия все активнее переходят к выпуску обыкновенных акций и размещению их на рынках. Так, в мае 2002 года ФКЦБ России зарегистрировала выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Автомобильные компоненты "Ижмаш".
Все остальные эмитенты акций могут быть отнесены к компаниям с более низкой капитализацией. Характерным примером является ОАО НИИ молекулярной электроники "Микрон" (г. Зеленоград), которое вышло на финансовый рынок, разместив облигации на сумму 150 млн руб. с процентной ставкой 26,67%. В декабре 2001 года операции по этим бумагам уже проводились на ММВБ, а в феврале 2002 года оборот по сделкам приблизился к уровню оборота самых ликвидных корпоративных облигаций, обогнав оборот долговых бумаг Магнитогорского металлургического комбината, "Нижнекамскнефтехима" и других акционерных обществ. Балансовая прибыль предприятия в 2001 году составила 4,5 млн долл.
ОАО "Морион", г. Пермь стремится к размещению на ММВБ купонных документарных облигаций на сумму 100 млн. рублей. Размещение облигаций в количестве 100 тыс. штук планируется провести по номинальной стоимости - 1 тыс. рублей. Срок обращения облигаций составит 730 дней. По облигациям предусмотрена выплата 8 купонов с переменным доходом.
Предприятия ВПК продолжают привязывать продажу своих акций к инвестиционным программам. 28 апреля 2002 года был проведен коммерческий конкурс на право покупки пакета акций ОАО "Ижевский радиозавод", составляющего 20% от уставного капитала. Начальная цена пакета составляла 20350 тыс. руб., однако, согласно действующему региональному законодательству, покупатель вступит в право собственности пакетом только после его полной оплаты и выполнения инвестиционных условий конкурса. Эта операция по продаже акций предприятия радиотехнической отрасли ВПК является самым крупным размещением акций заводов подобного профиля за всю первую половину 2002 года.
До недавнего времени все иностранные инвестиции в ВПК России ограничивались финансированием программ по разоружению и уничтожению оружия массового поражения. К действующим до сих пор, можно отнести программу по уничтожению химического оружия со строительством завода по ликвидации химических боеприпасов в городе Щучье Курганской области и в городе Горный Саратовской области. Только американская сторона выделяет на ее финансирование более 600 млн долл. Всего в России на уничтожение химического оружия планируется израсходовать (с учетом иностранной помощи) 9 млрд руб.
На сегодняшний день можно констатировать, что ни одна отрасль российской оборонной промышленности не получила стратегических иностранных инвестиций. Наиболее перспективным представлялось сотрудничество с иностранными инвесторами в авиационной отрасли, демонстрирующей явный рост, в сравнении с другими отраслями ВПК. Особые надежды возлагались на два проекта. Один из них был связан с ОАО "Пермский моторный завод", г. Пермь, который производит авиационные двигатели. В производственные мощности завода американской компанией "Пратт энд Уитни" предполагалось вложить 150 млн долл., прямых инвестиций. Эти вложения помогли бы наладить производство российских экономичных двигателей ПС - 90А и их модернизированного варианта - двигателя ПС-90А2, которые соответствовали бы жестким европейским нормам в области экологии и шумности. Предполагалось, что американская компания профинансирует 50% стоимости создания двигателя, а также его сборку и испытания. Прямые вложения в уже существующее производство в соответствии с российско-американским соглашением должны были составить 100 млн долл., а остальные 50 млн - пойти на покупку нового оборудования и технологий.
На самом деле было инвестировано только 26 млн. долл. На этом американская инвестиционная программа была фактически завершена. Ситуация осложняется еще и тем, что американской стороне принадлежит 25% плюс одна акция завода, что делает невозможным его участие в российских военных программам.
Такая позиция американской стороны является ничем иным как стратегией сдерживания конкурентов. Дело в том, что в России практически свернуто производство гражданских дальнемагистральных самолетов. Однако эксперты прогнозируют в скором будущем увеличение спроса на среднемагистральные гражданские воздушные суда. Судя по всему, американская компания заинтересована в продвижении на российский рынок своих двигателей PW- 2337 и просто заморозила не только производственную деятельность российского предприятия по выпуску гражданской продукции, но и по выпуску военной продукции. Российские двигателестроители уже испытывают острую конкуренцию со стороны фирмы "Пратт энд Уитни" - перспективный вертолет "Ансат" Казанского вертолетного завода будет оснащаться двигателями этой американской фирмы.
Все это происходит на фоне продолжающегося распределения заказов между российскими производителями по программе создания военного авиационного комплекса пятого поколения. Судя по всему, пермские двигателестроители участвовать в этих программах не будут. Сложившаяся ситуация серьезно беспокоит местные власти. Губернатор Пермской области Юрий Трутнев обсуждал ее с руководителем генерального консульства США в Екатеринбурге Дейлом Эпплером, но тот заявил, что взаимоотношения российских и американских собственников должны решаться только между ними самими. В таком подвешенном состоянии проект находится до сих пор. Примечательно то, что даже 26 млн долл. уже вложенных средств являются самыми крупными иностранными инвестициями в Прикамье.
Другим заслуживающим внимания инвестиционным проектом являлся проект египетской компании "Сирокко Аэроспейс Интернейшнл", в соответствии с которым в производство самолета Ту-204 египетской стороной планировалось вложить 280 млн. долл. В подписании соглашения с российской стороны приняли участие Минимущество РФ, ОАО "Туполев" и ЗАО "Авиастар-СП". За свои инвестиции египетская сторона должна получить 25% минус одна акция ЗАО "Авиастар-СП" и 25% минус одна акция ОАО "Туполев". При этом государство сохранило за собой контрольный пакет акций ОАО "Туполев" (50% плюс одна акция) и контрольный пакет акций ОАО "Туполев" в ЗАО "Авиастар".
Согласно опубликованным планам, стороны решили наладить производство 25 самолетов Ту - 204. Первые 4, из уже построенных, эксплуатируются египетскими авиакомпаниями.
Эти инвестиции позволили начать работу на заводе в обычном для него режиме, хотя и способствовали загрузке только половины производственных мощностей. На заводе одновременно строится 9 самолетов модели Ту - 204 и идет достройка трех самолетов Ан-124. Помимо этого на предприятии возвели еще один корпус непосредственно для производства самолета Ту-204, где будут производится компоненты крыльев самолетов и шариковинтовые механизмы. Потребность в этом узкоспециализированном производстве возникла в связи с наращиванием объемов производства по строительству самолетов ТУ-204, то есть, в конечном итоге, вследствие египетских инвестиций.
Египетские инвестиции послужили определенным толчком для развития производства на Ульяновском авиазаводе. Только за второе полугодие 2002 года на заводе производственными планами предусматривается выпуск 5 самолетов. Одновременно с этим начнутся предварительные работы по постройке и еще семи лайнеров, среди которых будет и ТУ- 234-300 с укороченным фюзеляжем в грузовом варианте. Хотя для завода, который во время существования СССР выпускал 60 самолетов в год, это крайне незначительная загрузка мощностей.
Проект ОАО "Авиастар-СП" и египетской фирмы "Сирокко Аэроспейс Интернейшнл" являлся единственным серьезным инвестиционным проектом за всю историю современной российской авиационной отрасли. Однако даже эти, как кажется на первый взгляд, значительные инвестиции вряд ли смогут удержать ульяновский авиационный завод от неизбежного финансового краха. По словам генерального директора Ульяновского авиазавода В.Михайлова, в месяц завод способен заработать 300-350 тыс. долл., а плата только энергетикам за тепло и городским службам за пользование водостоками составляет 1 млн долл. К сожалению, участие египетской стороны в данном инвестиционном проекте приостановлено из-за позиции местных властей, пытающихся инициировать процедуру банкротства головного предприятия. Иностранные инвесторы заявили, что платежи заводу продолжатся только после выяснения всех обстоятельств этого дела.
Существует еще один проект, который в настоящее время прошел только стадию обсуждения. Это программа по созданию транспортного самолета на базе Ил-214. Российская сторона хочет привлечь к его финансированию Индию. Индия не против участия в его реализации, но жестко требует строительства авиазавода на своей территории. Российские производители согласны на передачу проектной документации по двигателю самолета для производства его в Индии по лицензии. Общая сумма проекта составляет 352 млн долл. Российская сторона намерена профинансировать работы на 53%.
Остальные инвестиционные проекты, в которых задействованы те или иные предприятия российского ОПК не отличаются высоким содержанием иностранных инвестиций. Это и проект ОКБ Яковлева с итальянской фирмой "Аэромакки", и проект российской внешнеторговой фирмы "Энергия", которая намеревается привлечь китайский инвестиционный капитал фирмы "Чуньлань Интернейшнл Инвест Кампани Лтд" на ОАО "Завод Процессор", г. Воронеж. Предполагается начать на воронежском производственном предприятии сборку кондиционеров. В Воронеже имеются необходимые для этого производственные площади и оборудование. Предположительный суммарный объем инвестиций около 1 млн долл., причем фирма "Энергия" вложит не менее 51% от уставного капитала, а корпорация "Чуньлань" - 49%. Стороны надеются на создание СП, в рамках которого будет запущен этот проект. Уже составлен график работ по подготовке и регистрации предприятия в Воронеже, разработаны финансовые схемы взаимодействия сторон в осуществлении поставок оборудования из КНР в Воронеж, однако оценивать ход выполнения проекта еще преждевременно.
Крупный экспортный контракт на сумму 300 млн долл. по строительству буровой платформы появился у ОАО "Выборгский судостроительный завод". Такие капиталоемкие производственные планы заставили искать привлеченные финансовые средства. Предоставить такие средства смогли только иностранные кредитные учреждения в составе инвестиционного пула, созданного Внешторгбанком, что свидетельствует об инвестиционной значимости проекта. Для выполнения контракта зарубежная инвестиционная группа "Мосс" инвестирует 35 млн долл. под гарантии Внешторгбанка.
Иностранное инвестирование в рамках совместных предприятия имеет больше шансов на развитие, чем простое привлечение инвесторов к процессу модернизации российских оборонных предприятий.
Именно к СП иностранные государственные и коммерческие структуры и подталкивают российских производителей. Но и в этом случае не существует гарантий того, что продукция найдет рынок сбыта и будет успешно продаваться. Красноречивым примером служит попытка создания совместного российско-украинского самолета ТУ-334. ОАО "Туполев" и киевский авиазавод "Авиант" заключили инвестиционное соглашение о сотрудничестве. Стоимость российской части НИОКР составляет 2388,75 млн руб., причем бюджетные средства составляют 1620 млн руб. Из внебюджетных источников предполагается привлечь 768,75 млн руб.
Помимо этого российская сторона инвестировала еще 25 млн долл. из внебюджетных источников. Украинская сторона пока инвестировала в программу НИОКР 38 млн долл. На сегодняшний день общие инвестиции российской самолетостроительной корпорации МиГ в программу Ту-334 составляют примерно 8-9 млн долл. Головным предприятием на стадии проведения НИОКР по программе является ОАО "Туполев", которое получает финансовые ресурсы из государственного бюджета и направляет их на постройку второго опытного самолета на Украине, сертификацию самолета в России, на оплату работы по программе НИОКР всех предприятий смежников и отраслевых НИИ. В тоже время РСК МиГ, которая определена постановлением правительства в качестве головного предприятия в России по серийному производству Ту-334 (на Украине - киевский "Авиант") все работы по подготовке производства и постройке третьего опытного самолета выполняет без привлечения финансовых средств из госбюджета. На период с 2002 года РСК МиГ инвестирует 25 млн долл. собственных средств.
Механизмы инвестирования средств российских предприятий и зарубежных компаний можно было бы развивать и по другим направлениям. Однако присутствие российских производителей военной продукции в иностранных государствах пока ограничивается только работой пунктов ремонтного сопровождения продукции. Такой, например, существует в Южной Корее и производит ремонт и техническое обслуживание вертолетов семейства Камов.
Практически единственным источником долгосрочных инвестиций в основной капитал предприятий ВПК являются собственные средства. В Воронежской области на собственные средства предприятий приходится более половины всех отчислений на инвестиционные цели: этот показатель доходит до 58%. Основным ограничителем инвестиционной деятельности предприятий является высокая стоимость кредитных ресурсов (из-за этого доля кредитов коммерческих банков составляет всего 3,1%). Коэффициент обновления основных фондов по области составляет 4,4% (для оборонных и гражданских предприятий), в то время как изношенность фондов составляет более 50% (в машиностроении и металлообработке - 56,8%).
Проведение инвестиционной политики, связанной с перевооружением основных фондов, зависит, прежде всего, от объема получаемой прибыли. ОАО "Контур" (г. Чебоксары) направило 4,84 млн руб. инвестиций в развитие заводской базы только после того, как получило балансовую прибыль в 5,6 млн руб. и снижение дебиторской и кредиторской задолженностей.
В реальности на предприятиях ВПК не существует одной, определенной схемы инвестиционной политики. Как правило, предприятие пытается привлечь и кредитные ресурсы, и использовать собственную прибыль. Это - достаточно оптимальная и сбалансированная инвестиционная схема в российских условиях. Ее применяют на ОАО "Кировский завод" (г. Санкт - Петербург), где инвестиции в 2002 году составят около 1 млрд руб. В их число входят собственные средства и привлеченные кредиты.
Положительным фактором, благотворно влияющим на инвестиционной наполнение программ развития, продолжает оставаться принадлежность предприятий российского ОПК к финансово - промышленным группам. ОАО "Балтийский завод", принадлежащий группе "ИСТ - ЗАО "ИСТ", ЗАО "Петроэллойс" и ЗАО "ПИФК", в 2000 году, еще до того как он получил индийский контракт на 1,2 млрд долл., начал полномасштабную реконструкцию производственных мощностей. Общая стоимость проекта реконструкции, рассчитанного на 7 лет, составляет 300 млн долл. Совокупная сумма, выделенная группой ИСТ на инвестиционные цели в 2002 году, составит 45 млн долл., из них производственное объединение "Полиметалл" получит 15 млн долл., завод ОАО "Завод "Трансмаш", г. Тихвин - 10 млн долл. (на предприятии проводится комплексная программа модернизации общей стоимостью 30 млн долл., которую будут проводить чешские станкостроители), ОАО "Балтийский завод" - 20 млн долл.
Аналогичную инвестиционную программу проводит и АФК "Система", которая в 2002 году намеревается вложить в развитие ЗАО "Воронежский завод полупроводниковых приборов - Микрон" 10 млн долл. В прошлом году было вложено 1,9 млн долл., а совокупная стоимость продукции завода составляла более 5 млн долл. Это значительные для завода инвестиции.
АО "Роствертол", входящее в объединение "Вертолеты "Ми" сумело не только инвестировать собственные средства в развитие основных производственных фондов, но и на паритетных началах участвует в проведении опытно-конструкторских работ по вариантам модернизации военно-транспортного вертолетов Ми-24. ОАО "Казанский вертолетный завод", г. Казань, который также входит в объединение "Вертолеты "Ми" на модернизацию производства тратит 300 млн руб., причем 100 млн идут на НИОКР по программе вертолета "Ансат", для завершения работы по которому, требуется 3 млн долл.
Ситуация в машиностроении и металлургической отрасли характеризуется ростом как производства, так и ростом прямых инвестиций. Объем реализации на ОАО "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО)" возрос на 53,7% по сравнению с предыдущим годом и составил 243 млн долл., в то время как на реконструкцию производства было истрачено 12,7 млн долл., то есть около 10%. Примерно такой же показатель и по всей отрасли. На ВСМПО на эти средства была построена плазменно-дуговая печь для выплавки цилиндрических слитков особо высокой чистоты, а в листопрокатном цехе произведена реконструкции газовой рольганговой печи. В 2002 году на заводе планируется израсходовать 22 млн долл. на модернизацию производства. Инвестиционные отчисления стали возможны после выполнения экспортоориентированных контрактов по поставке в США полуфабрикатов для авиационной отрасли. Для сравнения - в корпорации Боинг отчисления на модернизацию производства составляют порядка 25%, из которых 30% направляется на НИОКР.
Еще один флагман российской оборонной промышленности - ГУП "ПО "Уралвагонзавод" - в 2002 году вложит около 70 млн долл. в собственное техническое перевооружение.
Несколько иначе складывается ситуация с инвестированием в других отраслях. В текущем году на техническое перевооружение с учетом приобретения нового оборудования и модернизации установленного оборудования ГП НПП "Салют", (г. Нижний Новгород) затратит примерно 60-65 млн долл. В прошлом году на те же цели "Салютом" было потрачено 52 млн долл. На предприятии производится масштабное перевооружение основных фондов - так, в новое оборудование построенного и открытого в феврале текущего года цеха раскроя материала инвестировано 7 млн долл., в инструментальном производстве ведется масштабная замена действующего оборудования на модернизированное силами самого "Салюта" и купленное, в основном, по импорту технологическое оборудование. Общие затраты на это оцениваются в 12-13 млн долл. В 2002 г. общий станочный парк "Салюта" насчитывает примерно 12500-13000 единиц. На текущий год планируется модернизировать и закупить новое оборудование общим объемом порядка 600 единиц. Это практически единственный пример успешной инвестиционной программы на предприятии электронной отрасли.
Экспортные поставки остаются гарантией проведения крупномасштабных инвестиционных программ. Только в 2001 году ФГУП "ПО Уральский оптико-механический завод" вложил в модернизацию мощностей 10 млн долл., в 2002 году сумма, по мнению руководства завода, должна составить 15 млн долл., однако из этой суммы собственно предприятию принадлежит только часть средств. Другую часть составляют привлеченные в коммерческих банках средства.
Еще один экспортер - ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - в течение 2001-2002 годов все свободные средства направлял на реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов, при сохраняющейся кредиторской и дебиторской задолженности.
Остро стоит для предприятий ОПК проблема повышения качества продукции. В качестве примера можно привести таганрогское ГУП "Завод "Красный гидропресс", г. Таганрог (предприятие входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение"), где введено в эксплуатацию новое металлорежущее оборудование - лазерный станок. Установка этого агрегата - одно из многочисленных мероприятий, запланированных программой модернизации "Красного гидропресса", основные фонды которого изношены на 60-63%.
В прошлом году руководство предприятия выделило более 7 млн рублей на приобретение новой техники и оборудования. В текущем году на эти же цели предусмотрено направить 5 млн рублей. "Красный гидропресс" первым среди крупных промышленных предприятий Южного федерального округа установил лазерное оборудование, которое позволяет производить раскрой металла с большей точностью, значительно сокращая при этом время технологического процесса и повышая качество выпускаемой продукции.
Социально-экономическое положение.
Сохраняется тяжелая ситуация в социальной сфере оборонной отрасли. Наблюдается отток высококвалифицированных кадров, нехватка рабочего персонала и среднего звена управленцев. В целом по России реальные денежные доходы населения увеличились на 7,9% по сравнению с первым полугодием 2001 года. Средняя зарплата в июне 2002 года составила 4522 руб., тогда как в июне 2001 года - 3283 руб. Рост реальных доходов населения продолжает уменьшать инфляция, которая за январь - июнь текущего года составила 9%, что в 1,4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В июне инфляция составляла 0,5%. Темпы роста заработной платы в ВПК отставали от общероссийских, что привело к обострению кадровых проблем в отрасли.
Катастрофическая ситуация сложилась на оборонных предприятиях Тулы. Отсутствие кадров заставило региональные власти, совет ректоров ряда тульских Вузов, директоров оборонных предприятий разработать программу по ликвидации кадрового дефицита, рассчитанную до 2007 года. В 2001 году на оборонных предприятиях Тульской области не хватало 2805 работников, в нынешнем - 2950, а в будущем году дефицит кадров может составить 4169 человек. Работающие пенсионеры составляют 18,4%, а молодые работники до 30 лет - 11%. Средний возраст инженеров в оборонной отрасли - 57 лет. За десять лет число молодых специалистов, поступающих на оборонные предприятия, сократилось в семь раз.
Совокупность негативных тенденций в социальной сфере привела к тому, что предприятия ВПК начали испытывать серьезные трудности с набором персонала. Серьезные проблемы с отсутствием рабочих на тех или иных участках производства испытывают ОАО "Тайфун", г. Калуга; ОАО "Пермский моторный завод", несмотря на то, что средняя зарплата высококвалифицированного рабочего достигает 8000 руб. На последнем практически не осталось металлообработчиков. На ФГУП "Московский машиностроительное производственное предприятие "Салют" списочная численность рабочего персонала уменьшилась с 1995 года в три раза. Сейчас на нем работает 20 тыс. чел., при этом существует потребность в 3 тыс. чел.
На ухудшение социального положения работников, занятых в ВПК, негативно влияет задолженность по заработной плате. На ОАО "Ижевский машиностроительный завод" по зарплате работникам ИТР она составляет 6 месяцев. Это привело к тому, что с предприятия в полном составе ушли работники маркетингового отдела. Из оборонных отраслей предприятий Московской области за последние 10 лет ушла половина всех на них занятых. Средняя заработная плата оставшихся равняется 3000 руб. Вместе с тем существуют коллективы со средней зарплатой 1500 руб.
Общая задолженность по заработной плате на предприятиях Татарстана составляет 18 млн руб. Самая большая задолженность на оборонных гигантах ГП "Государственное Казанское НПП
им. В.И. Ленина", ГП "Татарское НПО "Свияга", г. Казань. Взыскать с них долги в судебном порядке не представляется возможным. Задолженность судостроителям Мурманской области по состоянию на 1 июня 2002 года составила 63,3 млн руб. только в июле началось ее погашение. В августе задолженность снизилась до 36,3 млн руб.
Более 30 млн руб. составляет долг по заработной плате перед работниками ФГУП "Невьянский механический завод". Вопрос достиг такой остроты, что обсуждался на трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений Свердловской области. Ситуация осложняется еще и тем, что на заводе введено внешнее управление, а общая задолженность предприятия составляет 525 млн руб. Рабочие ГУП "Омский завод транспортного машиностроения" не получали зарплату более 3 месяцев. Суммарный долг по выплатам рабочим составляет 60 млн руб. Средняя заработная плата ниже 3 тыс. руб.
Таблица ?10
Таблица сводных данных по основным социальным показателям предприятий ВПК
(январь-июнь 2002 года).