Таможенная служба России: состояние и перспективы
В настоящее время таможенная служба России состоит из 7 территориально - региональных и 3 специализированных региональных управлений, 140 таможен, из которых 45 - пограничные, 34 - внутренние, 23 - морские (речные), 65 - воздушные. Система таможенных органов включает в себя также 576 таможенных постов, 1823 склада временного хранения, 363 таможенных склада.
Штатная численность сотрудников составляет 62 802 человека.
Таможенные органы созданы во всех областных и краевых центрах.
За последние 10 лет таможенными органами России построено и введено в эксплуатацию 130 международных современных автомобильных пунктов пропуска, из них два ("Кяхта" и "Гусев - Голдап") в этом году. До конца года запланировано окончание строительства еще 6 международных автомобильных пунктов пропуска. Особое значение придается реализации фискальной составляющей, в выполнении которой таможенная служба России показывала и показывает высокую эффективность. В минувшем году каждый рубль, затраченный на содержание и развитие таможенной службы Российской Федерации, дал 44,7 рубля дохода, а каждый таможенник обеспечил в среднем перечисление в бюджет 6,53 млн. рублей.
За последние два с половиной года ежедневные сборы таможенных платежей удвоились и сегодня составляют $100 млн. в день. В настоящее время таможенная служба России ежемесячно перечисляет в доход государства почти $2 млрд. США. Доля таможенных платежей в доходной части бюджета государства составляет почти 39 %.
При этом увеличение сборов происходит на фоне снижения объемов импорта в 2 раза и снижения ставок таможенных пошлин.
В целом за последние 10 лет таможенными органами перечислено в бюджет более 85 млрд. долларов США.
1 января 2001 г. в сторону понижения были изменены ставки ввозных таможенных пошлин по 30 % (примерно 3600) тарифных позиций. В частности, снижены ставки на такие социально значимые товары, как сливочное масло, молочные пасты, кожаная обувь, некоторые виды тканей, пряжи. Осуществлен практически полный отказ от использования ставок таможенных пошлин с уровнем 25 % и 30 %. Максимальный размер ввозных таможенных пошлин был снижен до уровня 20 %.
В рамках проводимой в настоящее время работы по оптимизации таможенного тарифа подготовлены и согласованы перечни конкретных товаров (машин, станков, отдельных комплектующих к ним, другого оборудования), по которым размер ставок будет снижен и установлен в основном на уровне 5 % (в отдельных случаях 10 %). Работа по унификации ставок и снижению пошлин сопровождается одновременным совершенствованием технологий таможенного контроля и направлена на то, чтобы участникам ВЭД было экономически невыгодно нарушать установленные правила. Достижение защитных целей таможенной политики обеспечивается наличием качественной нормативно - правовой базы, не допускающей ее вольного толкования; деятельностью таможенных органов по предотвращению незаконного вывоза капиталов из России, в т. ч. через обеспечение валютного контроля; упрощением и унификацией процедур таможенного контроля и таможенного оформления через развитие и внедрение современных таможенных и информационных технологий; ужесточением контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке; организацией борьбы с экономическими преступлениями, нарушениями таможенных правил, с контрабандой оружия, наркотиков, взрывчатых веществ, предметов искусства и церковной утвари.
К сожалению, в действующем ныне таможенном законодательстве содержится значительное количество "белых пятен", несогласованных и неэффективно работающих норм. Устранить эти проблемы, а также решить вопросы унификации и гармонизации таможенного законодательства и таможенных процедур с международными нормами призван новый Таможенный кодекс, проект которого после одобрения Правительством Российской Федерации направлен в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.
Реализация таможней своих защитных функций невозможна без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке и работы по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Существуют нормативные акты, которые обязывают коммерческие структуры указывать в счетах-фактурах страну происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации при продаже импортного товара.
Проверки же показывают, что доля товаров, не прошедших таможенное оформление или недостоверно задекларированных, в торговом обороте составляет: по табаку - до 7 %, по шоколаду - до 10%, по текстилю и одежде - до 15 %, по бытовой электронике - до 20 %, по мясу птицы - до 30 %.
В этой связи основные усилия таможенных органов сосредотачиваются на выявлении товарных партий грузов, следующих по так называемым контрабандным схемам, в том числе через "фирмы - однодневки".
В ходе проведения специальных операций: "Мебель", "Колесо", "Акциз", "Граница", "Калининградский транзит", направленных на пресечение ввоза в страну контрабандных дорогостоящих товаров, возбуждено 57 уголовных дел, наложено штрафных санкций и начислено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму более 37 млн. рублей. Международная операция 'Райд' с участием правоохранительных и таможенных органов двенадцати европейских государств была направлена на предупреждение и пресечение попыток использования недобросовестными российскими импортерами фиктивных инвойсов с заниженной таможенной стоимостью товаров. Выявлено и пресечено 51 нарушение действующего законодательства. Задержано товарных партий на сумму более $5,5 млн. США, предотвращено уклонение от уплаты пошлин на сумму более $750 тысяч CША.
С целью выявления и пресечения таможенных правонарушений на канале ввоза товаров с высокооблагаемой базой (мебели и бытовой радиоэлектроники) проведена специальная операция "Магистраль", в результате которой средние таможенные платежи с одной товарной партии ввозимого вышеуказанного товара возросли на полторы тысячи долларов США, а общий платеж составил более $12 тысяч США. Нефтяная отрасль обеспечивает поступление в консолидированный бюджет Российской Федерации около 65 % его объема и приносит до 45 % валютных поступлений от экспорта. В 2001г. на канале ввоза - вывоза энергоносителей таможенными органами России было заведено свыше 130 дел о НТП. Общая сумма наложенных взысканий составила около 900 млн. рублей.
За 11 месяцев прошлого года сотрудниками таможенных органов Российской Федерации выявлено и пресечено 911 попыток контрабанды наркотиков. Общий объем изъятой контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, без учета их концентрации, составил более 6 тонн. Кроме этого, задержано более 120 тонн химических продуктов, являющихся сырьем для нелегального производства наркотиков.
За последние два года созданы новые комплексные автоматизированные системы таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие осуществлять контроль за товарами, начиная с их прибытия на склад временного хранения (СВХ), обеспечивать "прозрачность" таможенного оформления.
Данная система позволяет в режиме реального времени проследить ход таможенного оформления груза или транспортного средства на любом из его этапов, принять нужное управленческое решение.
"Прозрачность" системы таможенного оформления позволяет более эффективно выявлять такие негативные явления, как взяточничество, занижение таможенной стоимости, недостоверное декларирование и др.
В последние годы ГТК России большое внимание уделяет работе с участниками внешнеэкономической деятельности и зарубежными инвесторами.
Цель этой работы - создать режим наибольшего благоприятствования законопослушным участникам ВЭД при прохождении ими таможенного контроля и таможенного оформления.
Критерии такого дифференцированного подхода к компаниям, работающим на российском рынке, согласованы с ассоциациями бизнеса.
В настоящее время в так называемый "белый список" включено более 300 компаний и объединений.
Особые задачи встают перед таможенной службой в условиях подготовки к вступлению России во Всемирную торговую организацию. Предстоит не только привести российское, в том числе и таможенное, законодательство в соответствие с нормами и положениями Всемирной торговой организации, но и искать новые, более эффективные формы защиты национального производителя при одновременном наполнении федерального бюджета.
Подготовка России к вступлению в ВТО ставит в повестку дня еще одну важную проблему, которую предстоит решать российским таможенникам. Речь идет о кардинальном изменении правоприменительной практики на всем таможенном пространстве Российской Федерации.
Предстоит обеспечить единообразие в исполнении законов и нормативных актов таможенными органами всех уровней, устранить двойственность толкования нормативных актов.
Российская таможня стремится соответствовать мировым стандартам, и сделать ее таковой мы планируем, опираясь на основополагающие принципы обновленной Киотской конвенции, реализуя собственную комплексную целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации, одобренную Правительством страны и рассчитанную на ближайшие годы.
Автор: Михаил Валентинович Ванин - Председатель государственного таможенного комитета Российской Федерации
|