Правовые основы контроля за экспортом капитала из России
Порядок валютного контроля за поступлением выручки от экспорта регулируется совместной Инструкцией Центробанка и Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ от 12 октября 1993 г.
Валютный контроль в РФ осуществляют Банк России, Государственный таможенный комитет, Министерство РФ по налогам и сборам. Вертикальные структуры контроля представлены коммерческими банками и их филиалами, обязанными контролировать внешнеэкономическую деятельность своих клиентов, а также 156 таможнями и 750 таможенными постами.
Валютный контроль за экспортными операциями осуществляется, в частности, путем использования паспорта сделки, являющегося базовым документом валютного контроля, который оформляется экспортером в уполномоченном банке.
Валютный контроль осуществляется также за импортными операциями, по которым по истечении 180 дней от даты перевода денежных средств в иностранной валюте должны быть представлены в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ.
Валютный контроль в основном автоматизирован, каждое ведомство использует не связанные друг с другом системы. Принцип их действия можно рассмотреть на примере ГТК. Он основан на сравнении контрактной стоимости поставленных по импорту или экспорту товаров и поступивших за них сумм платежей, а также дат платежа и поставки. Если по поставке или платежу возникает несоответствие, то по данной операции проводится расследование, и при выявлении нарушения к российскому участнику применяются санкции.
В целях пресечения незаконного вывоза капитала из России действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение из - за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
Невозвращение состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте в уполномоченный банк или иному управомоченному субъекту путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказе от подписи банковских документов и т. п. Невозвращение может быть подкреплено действиями по укрытию валюты, однако их совершение не является обязательным для наступления ответственности.
Обязанность по возвращению средств в иностранной валюте предусматривается действующими нормативно - правовыми актами и должна быть установлена в них в императивной форме. Устраняется обязанность перевести валюту из - за границы при наличии исключений из этой обязанности, сделанных управомоченными государственными органами в соответствии с законом.
Импортеры - резиденты, заключившие (или от имени которых заключены) сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте либо обеспечить возврат этих средств в сумме, не менее ранее переведенной, в течение 180 дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.
Если руководитель организации не возвращает из - за границы средства в иностранной валюте, подлежащие перечислению на счета в уполномоченный банк России, то он может быть подвергнут наказанию в виде лишения свободы сроком до трех лет. Однако применение данной статьи на практике сопряжено со значительными сложностями.