Сколько стоит Артемий Лебедев?
Артемий Лебедев: 'mc2 - это нечто новое'
В Риге в очередной раз гостил известный московский веб-дизайнер Артемий Лебедев - его компания Art Lebedev Groupразрабатывала промышленный дизайн торгового центра mc2. 'Деловой' решил узнать у Артемия поподробнее, что такое mc2 и промышленный дизайн.
'Такого еще не было'
- Что за проект mc2?
- Это торговый центр на Краста, над которым я работаю уже полгода. Наш вклад в него - это само название, лого и навигация. Вообще там был большой объем работы, над воплощением проекта в жизнь пришлось потрудиться самым разным специалистам.
В центре будет три зала: в одном - 'рынок-магазин', в остальных - товары для дома. 'Рынок-магазин' - это что-то вроде магазина свежих продуктов, но это будет нечто непохожее на все то, что было до этого. Но я пока не буду рассказывать, что и как...
- Что значит 'непохожий на все то, что было'?
- Лучше приходите и увидите сами.
- А потом снова будут звонки недовольных, которые скажут, что все это уже где-то было? (Дело в том, что после последнего интервью с Артемием в редакции неделю раздавались звонки веб-дизайнеров, недовольных его высказываниями.)
- Нет, такого правда еще не было, и это будет интересно. Как минимум одно отличие от остальных магазинов - там не будет расфасованных товаров и любой продукт можно будет попробовать прямо в магазине.
Кроме того, мы делаем очень большую работу по навигации - это то, что позволяет посетителям торгового центра не заблудиться и представлять, где находится нужный маршрут. Информационные стенды, таблички, которые там будут, - это все делается нами.
- Большой центр?
- 13 000 квадратных метров.
- Да, навигация, пожалуй, не повредит...
- Во-первых, не повредит, а во-вторых - это ведь не ангар, когда есть четыре угла и мы по ним ориентируемся. Здесь довольно сложное сооружение, в котором можно легко заблудиться, если не расставить подсказки.
Артемий-навигатор
- Навигация - это вообще новая вещь и для России, и для Риги, - поясняет Артемий. - Очень мало кто серьезно о ней думал при проектировании крупных объектов. В Риге какая навигация - только в аэропорту, да и то он прямой, как лом, этот аэропорт. Там и потеряться-то негде! Само понятие состоит из нескольких пластов, которые связаны с тем, как человек ориентируется в пространстве.
- Ты туда не хади, сюда хади!
- Ну если у вас есть место, куда не нужно ходить, проще всего сделать так, чтобы его не было видно. И когда вам покажут такой секретный вход, вы будете удивлены, насколько он незаметен. Здесь применяются технологии не только дизайна, но и антидизайна. Потому что антидизайн - это не менее интересная вещь, чем сам дизайн: как сделать так, чтобы никто ничего не понял.
- Например?
- Пример антидизайна: в Нью-Йорке в 30-е годы в аварийном освещении использовались лампочки с резьбой в обратную сторону - ее никогда никто не свинтит: дома ее все равно вкрутить нельзя. То есть антидизайн гарантирует, что публичное освещение будет работать даже в условиях Великой депрессии, когда все прут лампочки.
- А антидизайн в супермаркете?
- Это как сделать так, чтобы служебный вход не бросался в глаза.
- И как вы это делаете?
- Чтобы на что-то обратили внимание, нужно сделать на этом акцент. Уберите акценты, и никто не будет обращать внимание.
- Навигация - это только щиты с информацией?
- Кроме щитов, это еще и тексты, слова. Наша навигация построена на названии залов, на цветовом кодировании - это когда объекты делятся по цветам. Пример: московское метро - там все линии обозначены своим цветом. Я, например, часто езжу по серой ветке и даже не помню, что она называется 'Серпуховско-Тимирязевская' - она для любого москвича просто 'Серая'. Так и здесь: у каждого зала, помимо названия, есть свой цвет, и начиная со входа стоят навигационные щиты, на которых перечислены все товарные группы и как до них добраться.
Сколько стоит Артемий Лебедев?
- Чтобы заказать вам подобный проект - какой суммой нужно обладать?
- Эту сумму мы с вами обсудим, когда у вас будет проект.
- Помнится, вы как-то говорили, что можете работать и за бесплатно. Тут что-то изменилось?
- Только не с коммерческими заказами. А с проектами для души - сколько угодно. Бесплатно мы делаем сайты для московских театров - это для души.
- Многие компании полагают, что да, веб-страничка - это хорошо, но хорошо бы за нее заплатить поменьше.
- Это глупо. Средний сайт стоит столько же, сколько стоит хорошая машина, - 50- 100 тысяч.
- То есть вы так опосредованно указали на стоимость вашей работы?
- Это стоимость среднего сайта.
- По сумме заказа mc2 сравним с Айзкрауклес банка?
- Я никогда не сравниваю клиентов и тем более не обсуждаю их бюджет. Если я работаю над проектом - значит, все хорошо. У всех.
Артемий и контейнеры авторских кружек
- Ах да, еще мы в Латвии кружки 'печатаем', - вспомнил Артемий. - С ручкой в виде e -мейловой 'собачки'. ( Выискивает в своем 'маке' изображения кружек .) Не помню, как завод называется, кажется, 'Латвияс керамика' - на нем и делаем. Скоро будем продавать - у нас уже заказы на контейнеры.
- Трудно представить, куда бы их пристроить. Разве что в интернет-кафе, - сомневается 'Деловой'.
- Интернет-кафе! - возмущается Артемий. - Да такую кружку захочет каждая компания! Как только они начинают искать кружку, как не у всех, - у них нет выбора.
- По-моему, как раз-таки эта кружка скоро будет у всех.
- Ничего, мы еще чего-нибудь придумаем.
- Кстати, в вашей работе нет эффекта, который в литературе зовется литературными неграми? Заказчик знает только Артемия, а реально заказ выполняют безымянные работники?
- А иначе зачем мне 100 человек в студии - чтобы бездельничали?
- И какой процент от заказа выполняете лично вы?
- Я лично руковожу. И произвожу арт-директорство. Но бывают исключения: в случае с AB.LV я сам все придумал. С mc2 я тоже многое делал сам, но с таким объемом работ одному просто не справиться. Поэтому привлекаются специалисты, но никто из них не остается безымянным негром.
Главное - правильно выбрать нишу
В субботу еще не открывшийся торговый центр mc2 на Краста, 68а, устроил для своего персонала 'генеральную репетицию' - магазин принимал и обслуживал особых посетителей - корпоративных клиентов, партнеров и VIP -гостей, которые на практике могли прочувствовать, что такое навигация.
Больше всего людей наблюдалось у прилавков в павильоне деликатесов Gastronome . Все, чем угощал каждый прилавок, можно было купить и унести с собой. Очередь из желающих попробовать в ресторане паэлью и мидии не убывала на протяжении всех воcьми часов работы mc2 . Впрочем, не остались без внимания и товары для дизайна и интерьера.
Глава cети автозаправок VIADA Алла Мороз не сомневается, что Reaton (заказчик mc2 ) нашел правильную нишу, и особо похвалила удачно найденное архитектурное решение здания, которое так и манит зайти внутрь.
Произносивший тост за процветание магазина президент Reaton Борис Глухман пожелал, чтобы в mc2 всем было хорошо, как дома. К пожеланию присоединилась и его компаньон и вице-президент Reaton Наталья Яковлева. Уходившим гостям радушные хозяева заворачивали с собой кусочек праздничного торта с надписью mc2 . Действительно, как дома.
Сергей ПАВЛОВ
"Деловой" ("Час"), 21 октября 2002 года
|