Управление государственными внешними финансовыми активами
На учете во Внешэкономбанке числятся долги иностранных государств перед бывшим СССР и Российской Федерацией.
Большая часть межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах "третьего мира", то есть предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся к разряду "сомнительной" и даже "безнадежной" задолженности. Повышение степени возвратности этих долгов могло бы стать весьма значимым источником пополнения федерального бюджета. Кроме того, стремление России к цивилизованному урегулированию долговых вопросов существенно повысило международный авторитет страны.
В решении проблемы возврата долгов Россия руководствуется нормами, принятыми мировым сообществом. Вступление в Парижский клуб кредиторов в качестве полноправного участника явилось логическим завершением усилий Российской Федерации в рассматриваемой области.
Внешэкономбанк принял активное участие в подготовке вступления России в Парижский клуб и с сентября 1997 года участвует в его заседаниях, а также в переговорах со странами-должниками. В рамках имеющихся полномочий и возможностей он совместно с Минфином России разрабатывает варианты урегулирования задолженности, учитывающие как интересы Российской Федерации, так и финансовые возможности стран-должников, а также принятые Правительством Российской Федерации международные обязательства.
Участие в управлении внешними финансовыми активами Российской Федерации не ограничивается проведением операций по учету сумм требований на страны-дебиторы, хотя бухгалтерское исполнение этой функции является главнейшей обязанностью банка. В 1998 г. принят ряд мер, направленных на организацию во Внешэкономбанке работы по оценке платежеспособности государств-должников, прежде всего тех из них, которые не имеют действующих соглашений с Парижским клубом, но просроченный долг которых перед Россией имеет тенденцию к росту. Другим важным направлением участия Внешэкономбанка в управлении внешними финансовыми активами является изучение и предметная проработка конкретных схем погашения суверенной задолженности, связанных с использованием рыночных и/или нетрадиционных инструментов, в том числе - обменных операций (долг/экспорт, долг/собственность, долг/долг), секьюритизации долговых требований, откупа и пр. В условиях перманентных финансовых трудностей, переживаемых большинством стран-дебиторов России, указанные схемы могут стать важным дополнением к соглашениям о реструктуризации долга, на заключение которых дало согласие Правительство Российской Федерации.
Другим направлением работы с финансовыми активами бывшего СССР является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкнутых валютах. Круг стран, чья задолженность реализуется по товарно-тендерной схеме, достаточно широк: Индия, Пакистан, Монголия, Лаос, Бангладеш и ряда других государств. Увеличению поступлений в бюджет способствовало постоянное совершенствование Внешэкономбанком системы проведения тендеров, повышение конкуренции между их участниками.
Начиная с 1998 года, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, Внешэкономбанк приступил к учету и обслуживанию кредитов, предоставляемых Россией странам-членам СНГ. Упорядочивание этой работы даст возможность не только обеспечить дополнительные поступления в федеральный бюджет, но и будет способствовать более полному обеспечению экономических интересов России в этих государствах.
|