Бумеры, иксеры, миллениалы и зумеры - как разные поколения "встряхнули" бизнес?
Бумеры, иксеры, миллениалы и зумеры - как разные поколения "встряхнули" бизнес
Современное бизнес-сообщество состоит из представителей разных поколений. "Бэби-бумеры" были активными в бизнесе в последние десятилетия и владели значительной долей в руководящих должностях и предпринимательских инициативах. "Миллениалы" и "поколение Z" активно вступают в бизнес-сферу и становятся предпринимателями, руководителями и инноваторами. Об этом эксклюзивно для Business FM Kazakhstan рассказала Арина Пирогова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work: https://businessfm.kz/business/nevidimaya-cherta-chem-principialno-otlichayutsya-raznye-pokoleniya-v-biznese
Отцы и дети
По подсчётам Bank of America, поколение Z - около 2,5 млрд человек - уже составляет 32% населения мира. За ним следуют миллениалы - 22%. В Казахстане, по словам первого вице-министра труда и социальной защиты населения РК Акмади Сарбасова, к 2030 году почти 40% (или около 3-4 млн человек) всей рабочей силы в Казахстане будет представлять именно поколение "зумеров". С "омолаживанием" экономически активного населения, закономерно ожидать и увеличение доли представителей поколения Z и миллениалов в бизнес-среде. Так, тот же анализ Bank of America
прогнозирует масштабный переход капитала в их руки от старших поколений в ближайшие 25 лет.
Сейчас же мы находимся в моменте, когда подавляющую часть бизнесменов представляют поколение X (рожденные в промежуток с 1965 по 1980). Так, опрос, проводимый компанией Guidant Financial в 2019 году, показал, что большинство владельцев малого бизнеса принадлежат именно к этому поколению. (44%). За ними следует 41 процент бэби-бумеров. Миллениалы занимают третье место с 12% от общего числа. Причины - аккумуляция в их руках опыта и ресурсов, которые, молодое поколение еще не дособрало. Однако, эти данные не могут быть репрезентативны на 100%, так как картина очень зависит от демографических особенностей конкретных стран. Где-то доля молодого населения выше, соответственно и выше доля их проникновения в бизнес-среду.
Разный взгляд на бизнес и разный бизнес
У иксеров, миллениалов и зуммеров в первую очередь не совпадают причины открытия бизнеса. Если первые, вместе с бумерами, видят в работе на себя возможность в первую очередь заработать, то вторые, как показывает практика, запускают бизнес, потому что у них есть идея, которая должна изменить мир. Так, согласно исследованию SalesForce, 48% опрошенных представителей поколений зуммеров и миллениалов отмечают, что они начали бизнес, потому что у них была идея, которой они были увлечены и стремились вывести на рынок.
Кроме этого, первые чаще ориентируются на классические модели и протоптанные дорожки вроде ритейла и недвижимости, последние отдают предпочтения новаторским и технологичным проектам. Способствует этому их лучшее понимание диджитал-сферы. Так, сегодня можно начать собственный бизнес намного легче из-за роста онлайн-рынков, онлайн-платежей, электронного документооборота, распространения сервисов нулевого кода или аутсорсингового кода. Представителям старшего поколения с этим разобраться сложнее, поэтому ниши остаются свободными для молодых.
Примечательным еще можно считать и тот факт, что представители более молодых поколений чаще начинают вторичный бизнес или бизнес-сервис. Так, то же исследование SalesForce
показывает, что миллениалы и поколение Z на 188 процентов чаще имеют цель создания побочного бизнеса по сравнению с бэби-бумерами или традиционалистами. А происходит это из-за затрудненного выхода на фундаментальные рынки, занятые старшими поколениями. Поэтому бизнес молодых - это, как правило, надстройка над экономикой, призванная ее оцифровать и сделать удобнее. К примеру, есть рынок рекламных билбордов, который существует уже десятки лет, а есть сервисы аналитики эффективности такой рекламы, которые появились только недавно. Или есть девелоперы, а есть цифровые маркетплейсы, которые упрощают процесс покупки недвижимости и так далее.
Различные ценности и мотивации
Различные поколения в бизнесе часто отличаются в своих ценностях и мотивациях. "Бэби-бумеры" обычно ценят стабильность, безопасность. Им важны долгосрочные перспективы и железные договоренности. С другой стороны, "миллениалы" и "поколение Z" ориентированы на работу, которая имеет смысл и ценность, соответствующую их убеждениям, и этот взгляд они переносят и в собственный бизнес, например, выбирая ниши или партнеров для сотрудничества. Также молодые предприниматели, пережившие за последние годы не один финансовый кризис, понимают прекрасно: ничто не вечно под луной, поэтому на смену долгосрочному планированию в их компаниях набирает популярность планирование проектное, а стратегии часто меняются на лету.
Технологическая грамотность
Поколения миллениалов и зуммеров, выросли в эпоху быстрого развития технологий. Они часто обладают высоким уровнем технологической грамотности и легко осваивают новые инструменты и программы. Для них - лучшая система управления бизнеса - это облачный таск-менеджер, а наиболее предпочтительное пространство для переговоров - Zoom, в отличии от представителей старших поколений, для которых важным остается личный контакт, будь то с сотрудниками или бизнес-партнерами.
Гибкость и работа в команде
Младшие поколения, включая "миллениалов" и "поколение Z", часто проявляют большую гибкость и предпочитают работать в команде. Они ценят разнообразие идей, коллективное принятие решений и обмен знаниями. Младшие сотрудники склонны к горизонтальной и коллегиальной структуре, где каждый член команды имеет возможность высказаться и внести свой вклад. Старшие поколения могут быть более независимыми и предпочитать работу в индивидуальном режиме. Также, компании, управляемые представителями старших поколений, чаще имеют выраженную вертикальную иерархию и "боссоцентричный" стиль управления. Это важно учитывать, например, на этапе переговоров с партнерами. Должен ли ваш питч вдохновить только одного человека или впечатлить всю команду? Все зависит от того, кто у руля.
В итоге
Различия, в конечном итоге, как показывает практика, для бизнес-среды скорее хорошо, чем плохо. Именно благодаря им происходит логичная эволюция предпринимательской сферы, появляются новые направления и новые модели управления, что обогащает сферу и делает ее более конкурентной. Главное, помните, что бизнес - это не только цифры, показатели, продукты и стратегии - это в первую очередь люди. От того, насколько хорошо вы разбираетесь в них, их предпочтениях и привычках зависит, насколько ваше взаимодействие будет эффективным.
Спикер: Арина Пирогова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work
Фото: https://drive.google.com/drive/u/1/folders/1mkU94h9vMYjziRQX0B8GpRy8VzJNxhc5
--