Железнодорожные билеты летом резко подорожают
Михаил Смирнов 29.05.2003
МПС повысит цены летом и понизит осенью. Значительная часть россиян переключается на автобусы и самолеты
Сегодня состоится заседание правительства, где планируется утвердить размер повышения тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки. По расчетам Минэкономразвития, с 1 января 2004 года цены на пассажирские перевозки нужно поднять на 20%. В этом году тарифы должны вырасти всего на 12%, однако граждане жалуются, что на самом деле рост цен оказался гораздо более существенным, и сейчас, накануне сезона отпусков, высказывают беспокойство по поводу ожидающегося летнего повышения - оно составит 15% по отношению к сегодняшнему уровню. В самом МПС RBC daily заверили, что так называемое летнее повышение - не более чем индексация, размеры которой утверждены правительством, а в качестве компенсации за это министерство обещает снизить тарифы осенью.
В прошлом году убытки МПС от пассажирских перевозок составили 54 млрд руб. Убытки компенсируются за счет грузовых перевозок, а также из федерального и регионального бюджетов. Регионы, правда, стараются не выполнять свои обещания - так, по словам заместителя министра путей сообщения Юрия Дьяконова, за прошедшие 4 месяца субъекты РФ компенсировали МПС лишь 15% убытков от пригородных пассажирских перевозок. Чтобы у МПС не было соблазна гасить убытки за счет повышения тарифов, правительство решило взять их под свой контроль: теперь тарифы устанавливаются один раз в год, с согласия премьера Касьянова. В конце прошлого года, когда в правительстве утверждали размер очередного повышения тарифов на пассажирские перевозки, министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявил, что 'повышение на 12% тарифов на дальнее пассажирское сообщение будет происходить плавно в течение всего 2003 года. Оно будет проходить с учетом реального спроса населения, сезонности и сопровождаться повышением качества предоставляемых МПС услуг'.
Однако поток жалоб граждан на растущие тарифы не прекращается. В самом МПС отрицают, что они не исполняют обещаний, данных правительству. 'В течение года мы используем установленные тарифные коэффициенты, которые могут отклоняться как в большую, так и в меньшую сторону от цены, которая была на начало года, но не превысят в итоге 12% за год для плацкартных и общих вагонов', - заявил RBC daily руководитель пресс-службы МПС Анатолий Яковлев. В правительстве был даже утвержден соответствующий график изменения тарифов. Расчет тарифов производится по следующей формуле: тарифы прошлого года, увеличенные на 12%, принимаются за единицу, а все отклонения рассчитываются по специальным коэффициентам - в большую или меньшую сторону от этого значения. Так, в течение года стоит ожидать следующих изменений цен на билеты: 10 мая - 10 июня (коэффициент 1,0, то есть уровень цен прошлого года +12%), 11 июня - 10 июля (1,05), 11 июля - 4 августа (1,1), 5 августа - 31 августа (1,15), 1 сентября - 10 ноября (1,0), 11 ноября - 21 декабря (0,9), 22 декабря - 31 декабря (1,1), а 31 декабря можно будет проехать за полцены. 'Отдельные железные дороги не могут по собственной инициативе задирать тарифы, - говорит г-н Яковлев. - Тарифная сетка единая по всей России'.
Как заверили RBC daily в Федеральной энергетической комиссии, в чьи полномочия входит контроль за ценами естественных монополистов, 'масштабы повышения тарифов на пассажирские перевозки со стороны МПС выполняются'. 'Мы четко отслеживаем ситуацию с тарифами по финансовой отчетности министерства, - сказал RBC daily начальник управления по регулированию железнодорожного транспорта Павел Иванкин. - Единственные претензии к железнодорожникам - это то, что они не везде выполняют требование об информировании населения по существующей системе сезонных скидок, из-за чего не происходит снижения нагрузок в пиковые периоды'. 'Да, на каждой станции должно быть размещено объявление с графиком изменения тарифов на весь год, - соглашаются в департаменте экономики МПС. - Ведь если бы те же пенсионеры знали, что в начале лета съездить к родственникам будет дешевле, то они бы этим пользовались. Для нас это важно, так как позволяет уменьшить пик пассажиропотока в июле-августе, из-за которого МПС приходится содержать избыточный объем подвижного состава'.
Однако ни в ФЭКе, ни в МПС не могут сказать, откуда берется возмущение граждан, недовольных якобы имеющим место 'заметным' ростом цен на билеты. 'Возможно, это чисто психологический момент, когда люди не замечают больших скидок, но зато кричат про повышение', - предположил сотрудник МПС. 'Иногда на отдельных направлениях вдруг оказываются только фирменные поезда, без плацкартных вагонов, - говорит Павел Иванкин. - Понятно, что стоимость проезда у них выше на 15-20%. Но, во-первых, мы работаем по таким случаям и пытаемся добиваться, чтобы для всех категорий граждан была возможность добраться с помощью железнодорожного транспорта. Во-вторых, у МПС есть право устанавливать цены на купейные вагоны и СВ, и это уже их задача не отпугнуть потребителей высокими ценами'. Еще одним источником накрутки цены могут быть многочисленные агентства, перепродающие зарезервированные за счет 'административного' ресурса билеты, однако опрошенные RBC daily фирмы уверяют, что дополнительных денег, кроме 150-200-рублевого сбора за оформление и доставку, они не берут.
Между тем непрозрачная тарифная политика МПС и отсутствие реального контроля ведомства за продажей билетов через кассы приводит к тому, что число граждан, желающих воспользоваться железной дорогой, постоянно уменьшается. Так, если в 1998 году МПС перевезло 1519 млн человек, то в 2002 году уже только 1306 млн. На целом ряде направлений железнодорожников теснят коммерческие автобусные рейсы, владельцы которых устанавливают цену билета ниже железнодорожной и пытаются выстраивать график под потребности местного населения (в результате пассажирам, например, не приходится томиться в ожидании открытия метро в Москве). Кроме того, на дальних расстояниях постепенно возобновляется авиасообщение. Так, если в 1998 году самолетами летали 23 млн человек, то к 2002 году их число выросло до 28 млн. Последний пример авиакомпании 'Сибирь', которая установила на маршруте Москва - Нижний Новгород сверхнизкий тариф (300 рублей), наглядно демонстрирует, на какие шаги готовы пойти авиаторы, чтобы отнять как можно больше клиентов у дальнего железнодорожного пассажирского сообщения.
Тем временем результаты, которые показывают первые 4 месяца текущего года, заслуживают того, чтобы экономисты из МПС и Минэкономразвития обратили на них внимание. Как сообщили в дирекции пассажирских сообщений МПС РФ, за указанный период в дальнем следовании отправлено 34,4 млн пассажиров, что на 2,8% больше по сравнению с тем же периодом 2002 года. Доходы от пассажирских перевозок за 4 месяца увеличились на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 12 млрд руб. Дело в том, что на протяжении почти всего этого периода цены на железнодорожные билеты не повышались, и граждане, очевидно, все-таки воспользовались сезонными скидками МПС.
|