МПС не отдаст ОАО "РЖД" в чужие руки
Тимур ХИКМАТОВ
www.finiz.ru
05.06.2003
В сентябре заработает ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Осталось лишь завершить инвентаризацию земель и имущества, которая оценивается в 1.6 трлн рублей. На эту процедуру, говорят в МПС, требуется 8 млрд рублей, не предусмотренных бюджетом. В министерстве надеются на финансовую помощь правительства и рассчитывают, что новую структуру возглавит "свой человек". По информации "Финансовых Известий", главой РЖД станет нынешний первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин.
19 марта был согласован перечень организаций, имущество которых перейдет в состав ОАО "РЖД". Из 2046 предприятий отрасли 998 войдут в уставный капитал акционерного общества, 673 будут переданы в ведение региональных органов власти, 295 предприятий и организаций сохранятся в составе МПС, а 80 предприятий подлежат прямому акционированию. "Надеемся, что в таком варианте этот перечень и будет утвержден правительством в ближайшее время", - заявил вчера заместитель министра путей сообщения Вадим Морозов.
После этого имущество будет зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации. "В нормальном режиме работы, - отметил Вадим Морозов, - на это потребовалось бы не менее двух лет. Однако мы готовы напрячься и рассчитываем завершить эту работу за 3-4 месяца". Стоимость регистрации всего имущества будущего ОАО "РЖД" составит не менее 8 млрд рублей. Эти затраты не предусмотрены ни инвестиционной программой МПС, ни федеральным бюджетом. "Но поскольку реформа отрасли - дело государственное, - заметил замминистра, - мы надеемся на помощь государства".
Другой важный вопрос, связанный с ОАО "РЖД": кому достанутся бразды правления компании? "Этот вопрос находится в компетенции правительства, однако я уверен, что это будет человек не со стороны", - заявил Вадим Морозов. Конкретизировать персоналии он отказался, ограничившись фразой "его знают все". Источники "Финансовых Известий" в правительстве говорят, что этим человеком является первый замминистра путей сообщения Владимир Якунин. "Своим" для железнодорожников его считать можно только условно. В МПС он пришел только в прошлом году из Минтранса, где занимал аналогичную должность. В правительстве не скрывают, что в МПС его перевели "именно под создание ОАО "РЖД".
В ближайшее время определится и состав совета директоров ОАО "РЖД". По словам заместителя министра путей сообщения Анны Беловой, премьер-министр Михаил Касьянов сформирует рабочую группу из представителей ряда министерств, которые займутся вопросами создания ОАО "РЖД". На базе этой группы и будет сформирован совет директоров акционерного общества. Анна Белова отказалась комментировать вопросы, связанные с назначением главы компании.
Конкуренцию национальному железнодорожному перевозчику должны составить частные компании-операторы, которых сегодня больше 80. Вадим Морозов посетовал на то, что эти компании предпочитают выполнять только прибыльные перевозки. Если из всего грузооборота на долю операторов приходится чуть больше 10%, то на выгодных нефтеперевозках их доля составляет 38%. Тем не менее, по словам главы МПС Геннадия Фадеева, министерство рассматривает компании-операторы как своих партнеров. Однако ряд экспертов считает, что сегодня частники не являются самостоятельными игроками, - практически все ресурсы, необходимые для осуществления перевозок, находятся в руках министерства. На данный момент МПС не является конкурентом для частных экспедиторов - оно скорее выполняет роль распределителя ресурсов. Тогда как ОАО "РЖД" станет именно конкурентом, изначально имеющим приоритет в доступе к своим же бывшим ресурсам.
|