С 1999 года цена депутатского мандата в России утроилась
Михаил РОСТОВСКИЙ
Московский Комсомолец
02.09.2003
'Я не могу даже назначить собственный кабинет министров! Мои помощники распродали все места для покрытия предвыборных расходов!' - жаловался в 1889 году новоизбранный американский президент Бенджамин Гаррисон. Сегодняшняя Россия слабо напоминает Америку XIX века. Но, согласно настойчивым слухам, депутатские мандаты сейчас продаются у нас не менее активно, чем тогда министерские портфели. Другое дело, что лидеры российских партий не склонны жаловаться на подобное положение вещей. Ведь вырученных за мандаты денег хватает отнюдь не только на предвыборные расходы.
Абсолютным рекордсменом в деле конвертации депутатских кресел в твердую валюту, согласно сплетням, является ЛДПР Жириновского. Как говорят, кроме мест, отведенных самому Жирику, членам его семьи и кучке ближайших соратников, все остальные проходные позиции в партийном списке продаются. Причем связанными с этим финансовыми трансакциями занимается лично вождь. Прочие партийцы не подпускаются к этим делам даже на пушечный выстрел. Интересно, что на прошлых выборах некоторым желающим стать народными избранниками будто бы пришлось заплатить Жирику дважды. Сначала за место в списке ЛДПР, а затем, после отмены регистрации этой партии, за место в списке 'Блока Жириновского'. Именно такая незадача, как говорят, случилась с одним известным бизнесменом, который является сейчас украшением фракции Жирика.
Наиболее четко дело обмена депутатских мест на спонсорскую помощь поставлено, как ни странно, в КПРФ. Согласно настойчивым внутрипартийным сплетням, осенью 2002 года этому вопросу было даже посвящено специальное закрытое заседание президиума ЦК зюгановской партии.
Партийный ареопаг постановил: разрешить сочувствующим партии бизнесменам предложить своих кандидатов в избирательный список в обмен на пожертвования в 1,5 миллиона зеленых за место. При этом потенциальные коммунистические депутаты от бизнеса должны быть политически приемлемыми для зюгановского электората. Кроме того, ни одной бизнес-структуре не позволяется предложить более двух кандидатов в список.
Исключение было сделано только для нынешнего генерального спонсора компартии - одной всем известной крупной нефтяной компании. Эта контора сумела включить на проходные места в избирательный список зюгановского блока аж пять своих ставленников. Но отношения компартии и нефтяников, как говорят, построены не на плате за депутатские мандаты, а на ежегодном финансировании. Как утверждают, в течение 4 лет зюгановцам должно быть выделено 20 миллионов долларов.
Еще один интересный факт. Согласно сплетням, на прошлых выборах за место в левом списке брали всего 0,5 млн. долларов. А за 1,5 млн. зеленых можно было будто бы приобрести кресло вице-спикера Думы. Что поделаешь! Как видно, инфляция существует даже у коммунистов.
А вот в 'Единой России' с предоставлением депутатских мест богатеньким Буратино, напротив, полный беспорядок. Согласно слухам, в партии власти делом обмена мандатов народных избранников на доллары тоже серьезно озаботились еще в прошлом году. Причем занимались этим одновременно целых два конкурирующих центра. Первая группа чиновников была близка к тогдашнему генсеку 'Медведя' Александру Беспалову. Вторая - к врагам Беспалова из кремлевской администрации. Потом Беспалова уволили. И все те граждане, которым соратниками генсека были твердо обещаны депутатские мандаты, оказались в подвешенном состоянии.
Сейчас ситуация с разделом мест в избирательном списке партии власти по-прежнему предельно запутанна. На этот процесс оказывают влияние как минимум три могущественные силы: окружение нового лидера партии Грызлова, руководители кремлевской администрации, а также несколько могущественных региональных лидеров. Очень часто одни и те же места в списке обещаются совершенно разным людям. Поэтому в бизнес-кругах считается, что связываться с 'Единой Россией' в этом отношении опасно. Можно сильно пролететь и зря растратить ресурсы.
А вот в отношении СПС и 'Яблока' сплетен о продаже проходных депутатских мест ходит мало. Но дело здесь, наверное, не только и не столько в высокой гражданской сознательности боссов этих партий. Просто в силу слабой популярности демократов проходных мест в их избирательных списках очень мало. А уважаемых людей, которых нельзя обидеть невключением в список, напротив, более чем достаточно. Кроме того, у обеих партий есть всем известные генеральные спонсоры. И эти структуры сами решают, кого из близких к бизнесу людей необходимо включить в список.
Что же касается малых партий, не имеющих особо больших шансов попасть в следующую Думу, то они тоже пытаются подзаработать золотишка на рынке депутатских мандатов. По слухам, одна из недавно появившихся партиек активно пытается сейчас продать места в своем списке за 400-500 тыс. долл. Но, как говорят, пока желающих не нашлось.
* * *
Несколько месяцев тому назад Владимир Путин обрушился с оглушительной критикой на методы финансирования политических партий и потребовал навести в этой сфере порядок. Увы, но эксперты очень скептически относятся к возможности выполнения этого президентского веления в ближайшее время. Согласно спецам, продажу депутатских мандатов стимулирует сама нынешняя избирательная система. И изменить положение может только возвращение к системе выборов по одномандатным округам. В публикуемом в этом номере 'МК' интервью Григорий Явлинский предлагает, правда, другой способ улучшить ситуацию - ввести практику финансирования партий из госбюджета. Но вот в Германии такая система существует уже давно. А скандалы, связанные с нелегальным финансированием партий, по-прежнему не утихают. Именно на этом, например, погорел экс-канцлер ФРГ Коль. В подобные же неприятные ситуации попадают и другие ведущие партии Германии.
Вообще, западный опыт свидетельствует, что наведение порядка в деле финансирования политпартий - дело архисложное и архидолгое. Если нет возможности продавать депутатские места, политики обязательно найдут другие не очень легальные способы подзаработать деньжат. Так, в Америке чуть ли не до самого недавнего времени продажа посольских мест в обмен на пожертвования на предвыборную кампанию кандидатов в президенты считалась чем-то абсолютно нормальным. Клинтон тоже не стеснялся превращать Белый дом в самую дорогую в мире гостиницу. В обмен на пожертвования коммерсанты могли провести в президентской резиденции ночь. А в Англии, согласно достоверным данным, еще в 70-е годы лидер оппозиции и будущий премьер Гарольд Вильсон не гнушался лично принимать пачки наличных от сочувствующих его партии бизнесменов.